Джазовый художник Андрей Горбунов: «нет музыки – нет рисования»

Вторник , 4 июня 2013, 06:19
Ялтинский художник Андрей Горбунов готовится к открытию очередной персональной выставки. Он любит харьковскую публику, а публика любит его работы. Их Андрей представит уже завтра в Университете им. Каразина. А накануне художник рассказал, почему предпочитает графику, чем Ялта отличается от Харькова и кого он рисует.
Джазовый художник Андрей Горбунов: «нет музыки – нет рисования»

Андрей, скажите, есть ли что-то общее у Харькова и Ялты, или, наоборот, с вашей точки зрения это очень разные города?

– Очень разные. По многим причинам. Вот, например, ландшафты совсем отличаются. А милые старые домики похожи на ялтинские. Я, пока жил в Харькове, немало харьковских домиков нарисовал, больше двадцати работ. В апреле прошла моя выставка, посвященная старому Харькову. Самой интересной мне кажется работа «Старость и вечность». Многих посетителей заинтересовала серия, посвященная дому Шапара. Это дом в стиле модерн на бывшей Конторской улице. Или вот интересная тема – заборы из дверей, в Ялте я такого не встречал. Интересная тема, ведь каждая дверь – это часть какого-то дома. Можно сказать, что за каждой дверью – своя история. И они все разные. И двери, и истории. Но самое главное – это люди. Как оказалось, в не морском городе Харькове есть серьезная «морская диаспора». Это интересные люди, энтузиасты морского дела. Общество моряков-подводников издает свой журнал «Фарватер», в городе действует Харьковское отделение всеукраинского общества художников-маринистов, есть даже детский морской музей. Было очень приятно встретить в незнакомом городе единомышленников, которым интересны мои рыбы и парусники. Более того, появились совместные творческие планы и совместные проекты, например, есть идея организовать выставку моих «морских» работ в детском морском музее.

Как вы относитесь к высказыванию о том, что архитектура – это застывшая музыка?

– Это точно. Каждому домику, дворцу и даже сарайчику можно найти музыкальный аналог. В Харькове сохранилось много зданий практически всех архитектурных стилей, можно сказать, что сам город – это музей под открытым небом. Но мне более интересны покосившиеся, неказистые домики, ворота, которые стоят еще с дореволюционных времен, дворики со старыми балконами. А если рядом есть старое, узловатое дерево – это просто находка. Такие сюжеты мало кому из художников интересны, в них нет пафоса, но за этими двориками – целая эпоха. Кроме того, высока вероятность, что до меня их никто не рисовал. Стараюсь выбрать необычный ракурс,  подчеркнуть старую кирпичную кладку или стены в трещинах. Интересный объект найти не просто, мне в этом помогают брат Максим и его супруга Юлия. Они с фотоаппаратом обошли уже немало старых харьковских дворов. Это первый этап. Потом я выбираю самых интересных «кандидатов» и мы едем смотреть их вместе. Всегда стараюсь найти что-то, что «зацепит» зрителя.

В ваших работах есть тема джаза. Вы любите джаз? Какую музыку любите слушать, приносит ли музыка вдохновение?

– Зависит от настроения, но что точно – нет музыки – нет рисования. Можно делать всё, что угодно: варить уху, играть на гитаре грустные песни, вспоминать ушедшие годы, но только не рисовать. А джаз интересен тем, что в его основе – импровизация. Например, у меня есть серия работ, выполненных в технике цветной графики (гелевая ручка с акварелью). Это цветы, но они необычны. По отзывам друзей, вызывают сразу букет эмоций, словами это трудно описать. Конечно, эти цветы именно – джазовые. Если говорить о таких моих работах, то можно сказать, что я – джазовый художник. Одна из незаконченных серий посвящена джазовым музыкантам. Пока нарисованы два Луи: Луи Прима и Луи Армстронг.

Почему большинство ваших работ графика, откуда стремление к черно-белому изображению?

– Нравится лаконизм и демократичность. Я работал и маслом, но графика мне ближе. И ещё графика не требует уж очень больших капиталовложений – достал бумагу, пару ручек – и вперёд! Опять же, кисти мыть не надо. Шутка. Многие удивятся, узнав, что сделать картинку шариковой ручкой намного сложнее, чем тем же маслом. Если промахнёшься, маслом переписывать можно до бесконечности, а с шариковой ручкой такие варианты не проходят.  Да и первые наскальные рисунки, как известно, были графикой. Так что она самая классическая из всех классик. Такой вот каламбур.

Часто ли бывает желание создавать цветные картины? С чем это желание связано?

– С цветом работаю, когда объект не слишком эффектен в графическом варианте – например, коралловая рыба или бабочка. Скалу или сосны можно «проработать» гелевой ручкой. Морской пейзаж со скалами, морем, небом, деревьями и птицами можно выполнить гелевой и шариковой ручками, а коралловая рыба интересна яркой окраской, поэтому без цвета не обойтись.

Андрей, вы часто рисуете рыб, почему?

– Просто я очень люблю рыбалку и дайвинг, хорошо знаю характер всех обитателей Черного моря. За 40 лет я собрал неплохую коллекцию трофеев, так что можно рисовать с натуры.

У вас есть серия работ «Автозоо», изображающая полумашин-полурыб, или полумашин-полуземноводных. Вы воспринимаете их как живых персонажей, или как технику?

– Как живых, в общем-то. Да и рисовать или собирать подобные штуки из железяк – это родное. Я проработал 14 лет рекламным художником и дизайнером, так что с оформлением интерьера и придумыванием разных объектов проблем нет. Кроме всяких железяк: от разобранных будильников до телевизоров и печатных машинок, я использую куски кожи, дерево, ключи, монеты и даже головы, хвосты и плавники когда-то подстреленных рыб. Впервые одна  из таких работ попала в Харьков,  в частную  коллекцию, году в 2006-м. Интересна она тем, что фантастическая рыба покрыта тончайшим слоем сусального золота. Пришлось тогда повозиться с этой рыбой. На июль запланирована моя выставка в Харьковской Муниципальной галерее. Экспозиция на этой выставке будет в основном состоять из «железячных» работ, будет возможность рассмотреть их поближе.

Не возникает ли желания создать о них фильм или мультфильм? Вы любите фантастику?

– Насчёт мультика – идея хорошая, но сейчас нет такой  возможности. Фантастику люблю и рад тому, что могу воплощать свои фантастические идеи.

Андрей, на нескольких ваших работах изображена одна и та же девочка. Это ваша дочь?

– Да, Ульяна Андреевна. Есть целая серия работ, портреты Ульяны. Но это не обычные портреты. Первой появилась «Ассоль» с наутилусом, потом «Вечерний чай» с прозрачными цветами и игуаной, потом – дочь в платье из рыб и птиц. И так вся серия – она в центре сюжета, а вокруг нее что-то происходит: то краб приполз, то ковбой прискакал. В общем, нежность, удивление и легкая грусть в окружении цветов, рыб,  бабочек и индейцев. Кстати, эта серия будет представлена на выставке в университете им. Каразина, которая откроется в июне. Приходите, сами увидите.

А любимых женщин рисуете?

– Не рисую, потому что получается замкнутый круг: есть женщина любимая – нет времени рисовать, есть время – нет женщины. Но Уля восполняет пробелы, поэтому каждую новую работу я обязательно показываю дочери.

 

На выставке Андрея Горбунова зрители смогут познакомиться со всеми гранями творчества художника, использующего в качестве основных инструментов гелевую и шариковую ручки. В главном корпусе Харьковского Национального университета им. Каразина (пл. Свободы, 4), в холле на 8 этаже возле библиотеки будут представлены серии графических работ «Автозоо», «Волчары», «Любимая дочурка», «Крым на обоях», серия акварелей «Рыбы», цветная графика «Старый Харьков» и механические инсталляции животных и земноводных. 

Открытие состоится 5 июня в  15.00. Выставка продлится до 5 июля.

 

 

ИСТОЧНИК: по материалам пресс-центра "Профиль"