«Сегодня каждый из нас пират, поэтому нужно бороться с самим собой» – лидер группы Bahroma

Даша Кунец  |  Четверг , 4 июля 2013, 01:02
Корреспондент «Дозор Афиши» расспросила лидера группы Bahroma Романа Бахарева о том, как создавалась его группа, об его отношении к продюсерам и деньгам, а еще узнала, как изменить наше общество в лучшую сторону.
«Сегодня каждый из нас пират, поэтому нужно бороться с самим собой» – лидер группы Bahroma
Рома, ты с детства занимаешься музыкой? 
 
 Мама играла в студенческом ансамбле, а поэтому гитара была всегда в доме. К родителям часто приходили друзья в гости, и они вместе пели, играли. Мне это очень понравилось. Первые аккорды показала мне мама. Далее я попал в пионерский лагерь, тогда он назывался оздоровительным, и там научился первым песням и игре на гитаре. Можно сказать, что с той поездки в лагерь все и началось. 
 
А как возникла идея создать свою группу?
 
 Как и у сотни других групп, нет никакой разницы: сначала влюбляешься в музыку и потом понимаешь, что тебе нравится ее сочинять, играть. Захватывает сам процесс игры, а концерт это вообще, наверное, пик всего того, что называется музыкой. Сначала, у тебя что-то зарождается, потом ты это аранжируешь, придаешь какую-то форум, и на выходе, во время концерта, случается некий оргазм. Ты влюбляешься в этот процесс и, потом уже, не представляешь без этого свою жизнь. Это звучит банально, но, мне кажется, такой путь проходит каждый музыкант. 
 
 
Мне известно, что Святослав Вакарчук, лидер группы «Океан Эльзы», сыграл значительную роль в становлении группы. Расскажи подробнее об этом. Так ли это?
 
 Ну как роль? Ну, не без его участия. Просто ребята дали нам свои инструменты и свою студию. На тот момент, у нас не было ни первого, ни второго. 
 
А как вы познакомились?
 
 Вторая половинка Святослава послушала наши песни в Интернете, ей кто-то из Сибири их скинул. Ей понравилось, она поинтересовалась, кто это, и ей и рассказали, что это «ваши киевские ребята». Потом она нашла нас в Сети и предложила встретиться, так мы и познакомились. С этого  все и «завязалось». Потом Святослав предложил нам студию и инструменты, а Милош Елич (клавишник «ОЭ» прим.авт.) приезжал несколько раз на репетиции. Он нам помог с аранжировкой, и мы записали вместе первые песни. Это был единственный опыт работы с Милошем. Он интересный человек и отличный саундпродюсер, у него другое виденье на все. Сейчас, конечно, мы общаемся с «Океанами», пересекаемся на некоторых концертах. Они нам подсказывают о тех моментах, которые они уже прошли по десятому кругу, советы нам дают. Вот и вся история.
 
Опытные музыканты говорят, что звучание песен до и после работы саундпродюсера – значительно отличается, что они становятся более грамотными. А как ты считаешь?
 
 Рано или поздно, музыканты приходят к выводу, ну, по крайней мере, так было у меня, что аранжировка должна быть прозрачной, в ней должен быть воздух и атмосфера. Начинающие музыканты играют много нот, пытаются их насадить целую кучу. Мы пытаемся играть более простую музыку, чтобы звучали все инструменты и в аранжировке они читались. И вот Милаш нам об этом рассказывал. Мы переняли его опыт и с тех пор пытаемся именно так и делать. 
 
 
Давно ты работаешь со своими музыкантами?
 
 Всего группа существует пять лет, с 2009 года. И за это время состав группы поменялся. Это произошло по причине ухода гитариста: его девушка забеременела и они уехали из Киева. Просто у каждого есть свои ходы и выходы, многие ищут более простой способ зарабатывания денег. Bahroma занимается только музыкой. И несмотря на то, что музыка пока не приносит очень больших доходов, мы уверенно движемся вперед, и  так у нас все больше появляются крупные концерты. Мы часто бываем в России, нас приглашают, мы играем за гонорары. 
 
А где публика активнее в Украине или в России?
 
 На мой взгляд, все одинаково. 60-65% нашей аудитории это девушки, старшеклассницы и студентки, а все они реагируют, по большому счету, одинаково. Но вот непривычно, когда приезжаешь, например, в Калугу, а там одни мужики на концерт пришли. Мы играем и боимся, потому что они огромные, грозные. А они ничего – танцевали, отрывались по полной… В общем, по-разному бывает (смеется Роман).
 
Если на концерт пришло мало публики, как на прошлый концерт в Харькове, не расстраиваетесь?
 
 Мы сейчас сыгрываемся с ребятами, а поэтому нам очень полезен концертный опыт. Так что все хорошо, даже если мало людей, мы считаем это хорошей репетицией. Несмотря на то, что мы репетируем, практически, каждый день – концерт дает совершенно другие ощущения. Нам неважно, сколько пришло человек – 5 или 500 – мы отдаемся на полную мощь, потому что нам это нравится.
 
 
Бытует мнение, что если о тебе появилась страничка в Википедии, значит пришел настоящий успех. А что для тебя означает быть успешным?
 
Успех группы? Непростой вопрос, не могу ответить на него однозначно. Как люди, живущие в современном обществе, мы являемся частью этого социума и, естественно, не можем не думать о деньгах. Но у нас это не самоцель, нет задачи заработать все деньги мира. Все же больше хочется круто звучать, писать и записывать новые песни, чтобы каждый раз рождался новый клевый материал. Вот это для меня успех! 
 
Над чем вы сейчас работаете?
 
 Недавно мы подписали контракт с одним российским лейблом на запись альбома, над которым сейчас идет активная работа. О названии самого альбома пока говорить не хочу, единственное скажу, что релиз планируем на осень. Пока мы обо всем молчим, чтобы все случилось. 
 
 
А как ты относишься к тому, что сейчас альбомы не продаются, а их в свободном доступе скачивают в Сети?
 
 Положительно. Бороться с этим бесполезно, потому что первый человек, который купит альбом он же и выложит его в Интернет, через час. Я считаю, что молодым группам, наоборот, только таким путем и стоит себя распространять – бесплатно. Хотя в Европе уже существует метод заработать и таким способом. Вот, например, Radiohead, выложили альбом в Сеть и сказали, что, ребята, купите наш альбом за ту цену, какую вы можете дать. Его могли купить и за десять центов, а могли и за сто баксов. 
Или другой пример, ты записал видеоролик, выложил в YouTube, он стал вирусным и о тебе узнали миллионы людей, посмотревшим твою запись. Я считаю это большим плюсом для молодых групп, и поэтому бороться с пиратством бессмысленно.  Да и какое там пиратство!? Сегодня уже каждый из нас пират, поэтому нужно бороться с собой, со своими проблемами, а не с тем, что не продаются альбомы. 
 
Что тебя волнует сегодня?
 
–  Я ужасно возмущен, когда отдельные личности начинают делить общество на несколько составляющих.  Может, они это делают и не намеренно, может даже по глупости, а может кто и специально.  Так, например, делят жителей Западной и Восточной Украины. Ну, мы же одна страна, одно целое! И когда люди это, наконец-то, поймут, что нельзя различать людей за местом жительства или профессией. Мне кажется, когда люди поймут и будут жить беспонтово, уничтожив стереотипы, тогда и жизнь станет лучше, и жаловаться не будем, что все плохо.  Но начинать что-то менять нужно, в первую очередь, с себя. Есть отличная поговорка, которой мама меня еще в детстве научила: «У кого-то ты соринку в глазе увидел, а у себя и бревно не можешь заметить». Вот, мне кажется, это там мудрость, которая работала, и будет работать всегда.  
 
А что тебя вдохновляет на написание песен?
 
– Больше всего вдохновляют близкие люди, которые меня окружают. События – тоже, но больше люди, которые меня либо воодушевляют, либо разочаровывают.  Бывает, вдохновляют и события, эмоциональные потрясения. А вообще, я даже и не знаю, откуда берутся песни, наверное, они не откуда приходят, они рождаются. 
Еще мне нравится, когда песни появляются во влюбленности. Потому что когда влюблен и очарован – рождаются самые клевые песни. Они настоящие, не придуманные, не высосанные из пальца. Такие песни рождаются сразу, как только берешь гитару в руки. Одновременно приходят и слова и музыка. Мне кажется, такое творчество лучше всего. 
 
 
Ты часто влюбляешься?
 
– Ну, я впечатлительный молодой человек. Могу влюбиться на ровном месте в кого угодно, причем не обязательно в девушку. Иногда очаровываешься просто человеком, и пол не имеет значения. Увидел музыканта, который играет как бог и ты очаровался и влюбился в него. Это очень вдохновляет и заставляет двигаться вперед.
 
А у вас есть продюсер?
 
– У нас нет продюсера.  У меня когда-то был опыт работы с продюсером, и я не вижу надобности в этом человеке. Кто такой продюсер? Это человек, который дает деньги или что он делает? Я не понимаю, зачем нужен продюсер. Есть клевый материал, насобирал денег и сделал что-то – записал или снял видео – выложил это в Интернет и, если песня хорошая, она разойдется сарафанным радио. Существует много продюсерских кампаний, но они, в большей мере, мне кажется, все рассчитаны на зарабатывание денег, а не продвижение музыки. Мы занимаемся творчеством!  Деньги, конечно, тоже нужны, они средство, с помощью которого можно развиваться, но они не должны быть самоцелью.