Григорий Гинзбург: Джазовая жизнь Харькова не умирает

Елена Гетманенко  |  Понедельник , 30 мая 2011, 15:06
Специальный гость проекта «Харьковский джаз», диссидент Григорий Гинзбург – о том, почему не стал профессиональным музыкантом, любви к джазовой музыке и знакомстве с харьковскими джазменами.

Григорий, мероприятие, куда Вы приглашены в качестве специального гостя, носит название «Мой Харьков. Мой джаз». Вы уже давно не живете в Харькове. Что Вас до сих пор связывает с этим городом?

Я отучился семь лет в харьковской музыкальной десятилетке, откуда просто ушел по собственной воле, потому что не хотел быть профессиональным музыкантом. Моя мама была очень известным педагогом в этой школе. А моя бабушка была профессором харьковской консерватории, она закончила петербургскую консерваторию по классу фортепиано у Александра Глазунова. В возрасте 18 лет я оказался в Ленинграде, где и прожил около 20 лет, однако и оттуда пришлось уехать.

Почему?

Я покинул Советский Союз в качестве политического беженца, как тогда говорили, я был диссидентом. Меня лишили гражданства, объявили вне закона за то, что я был не согласен с политикой государства. Ну, ситуация была такая, что меня сначала лишили одной работы, потом другой работы, и мне стало понятно, что пора делать ноги.

Вы поддерживаете связи со своими одноклассниками по харьковской музыкальной десятилетке?

Много лет я через свою маму поддерживал свои музыкальные связи по десятилетке. В 2003 году мамы не стало, и поэтому общение отошло на задний план. Но в США, живет мой близкий друг, Сережа Кривонос, бывший профессор харьковской консерватории, он в большей степени поддерживает взаимоотношения с нашими общими одноклассниками. И вот когда я сейчас решил пригласить их сюда, я через него узнал номера телефонов. Сегодня здесь будет много людей, которые когда-то учились у моей мамы, с кем-то когда-то я сидел за одной партой.

Никогда не было мысли стать профессиональным музыкантом?

Я считаю, что музыка - это такая вещь, где надо либо быть выдающимся талантом, либо не заниматься этим совсем. Я не считаю себя выдающимся талантом. Я талантлив во многих других вещах, которыми и занимаюсь успешно. Но я очень люблю джазовую музыку. В своем доме в Нью-Йорке я провожу частные концерты. Там бывают очень известные музыканты. У меня пела Синтия Скотт, Игорь и Олег Бутманы были у меня.  Я дружу со многими известными российскими джазовыми музыкантами. И теперь судьба меня свела еще и с гениальными харьковскими джазменами.

Кого знаете из харьковских джазменов? Как познакомились?

В Киеве есть известный музыковед в области джаза Алексей Коган, он мой близкий друг. Когда я летел в Харьков по делам, я позвонил Леше в Киев и спросил его, куда мне девать мое вечернее время. Он дал мне телефон Дмитрия Кутового. Я созвонился с Дмитрием, и он пришел на встречу с Сергеем Давыдовым. Он прямо в фойе отеля сел за фортепиано, и мы буквально не могли оторваться друг от друга в течение двух часов. Я понял, что джазовая жизнь Харькова не умирает, раз есть такие таланты. И мы решили, что надо это дело продолжить. Это та причина, по которой я сегодня снова в Харькове.

Вы снялись в одном из эпизодов первого общественного кинопроекта «Харьковский джаз». Когда и где проходили съемки?

Да там же и проходили, в фойе одного из харьковских отелей три недели назад. И почти сразу же состоялась премьера. Дмитрий Коновалов снимал меня буквально в последние дни перед показом (закрытый показ фильма «Х..й джаз» состоялся 12 мая в арт-клубе PINTAGON – авт.). Заранее ничего не планировалось, мое участие в фильме - абсолютная случайность.

Вам нравится музыка харьковских джазменов?

Я считаю, что харьковский джаз очень своеобразен, в нем есть свое Я. Это интересная музыка, и этим нужно обязательно заниматься. Харьковское наследие удивительно. Потому что Харьков дал изумительных музыкантов не только Украине или бывшему Советскому Союзу, а всему миру.