Михаил Берлин: ДТП – одна из десяти главных причин смертности в Украине

Среда , 4 мая 2011, 17:32
Президент Всеукраинской общественной организации «Ассоциация безопасности дорожного движения» о дорожно-транспортном травматизме в Украине.

Михаил Семенович, не секрет, что дорожно-транспортный травматизм - едва ли не проблема номер один в экономически развитых странах. Хотелось бы узнать, как с этим обстоят дела у нас, в Украине?

Вы совершенно правы, отмечая, что дорожно-транспортный травматизм – одна из опаснейших угроз здоровью и жизни людей планеты. Ежегодно на дорогах мира погибает 1 млн. 300 тыс. человек и около 50 млн. получают травмы. К сожалению, эпидемия ДТП не обошла и Украину; более того, ее доля в этой печальной статистике отнюдь немала.

Приведу пример: согласно данным Европейского отчета по безопасности дорожного движения наша страна занимает пятое место по уровню смертности от травм, полученных в результате ДТП на 100 тыс. населения, после Казахстана, Российской Федерации, Киргизии и Литвы. В прошлом году в нашей стране в ДТП погибло 4 709 человек, 38 917 были травмированы. Треть погибших в авариях – молодежь до 29 лет.

Как следствие, дорожно-транспортный травматизм вошел в десятку главных причин смертности в Украине. И это притом, что уровень автомобилизации у нас значительно ниже, нежели в большинстве европейских стран. Сравните: на 1000 жителей Украины приходится 140 единиц автомобилей, а смертность от ДТП на 100 тыс. населения составляет 15 человек. В то же время в Германии, при наличии 565 единиц автомобилей на 1000 жителей, показатель смертности от ДТП на 100 тыс. населения - всего 6 человек.
Кроме того, трагедии на дорогах это ведь не только страдания семей и близких погибших и травмированных, это еще и значительный материальный груз для страны в целом. К примеру, по данным Всемирного банка, Украина, «благодаря» ДТП ежегодно теряет более 5 млрд. долларов США.

Буквально на днях стартует «десятилетка» действий по безопасности дорожного движения, в течение которой Украина, как и весь мир, должна выработать эффективные механизмы для предотвращения дальнейшего нарастания количества ДТП. Что, собственно, предполагается сделать?

Общая цель «Десятилетия …», как определено в резолюции ООН от 2 марта 2010 года, – стабилизация, а затем и сокращение к 2020 году прогнозируемой смертности от ДТП путем активизации деятельности на национальном, региональном и глобальном уровнях. Уже составлен Глобальный план осуществления «Десятилетия действий по обеспечению БДД», в котором четко указано, что именно должны делать страны в десятилетней перспективе.

Украине нужно, прежде всего, выполнять то, что намечено Планом, и достигать целей «Десятилетия …» путем разработки и осуществления устойчивых стратегий и программ по обеспечению безопасности дорожного движения, установления амбициозного, но достижимого целевого ориентира для сокращения к 2020 году количества несчастных случаев со смертельным исходом.

Кроме того, нам совершенно необходимо укрепить инфраструктуру управления и потенциала для технического осуществления мероприятий в области безопасности дорожного движения на национальном, региональном и глобальном уровнях. Повысить качество сбора данных во всех аспектах дорожного движения на перечисленных уровнях, осуществляя при этом мониторинг прогресса и результатов деятельности. Очень важно также уделить внимание стимуляции роста финансирования безопасности дорожного движения, и улучшения использования существующих ресурсов, в том числе, путем обеспечения элемента безопасности дорожного движения в проектах в области дорожной инфраструктуры.

Для Украины крайне актуальным является именно разработка Национальной программы по БДД и объединение для ее выполнения власти, общественных организаций, бизнеса. Как отмечается в Глобальном плане «Десятилетия действий …», главное для решения проблем БДД – это политическая воля.

Означает ли это, что нужно будет также усовершенствовать и законодательство в этой сфере?

Безусловно. Как отмечается в Глобальном отчете ВОЗ от 2008 года, чтобы страны достигли успехов в предупреждении смертности и травматизма из-за ДТП, законодательство должно быть более полным и жестким, в особенности, в отношении главных факторов риска – нарушения скоростного режима, вождения в нетрезвом состоянии, неиспользовании защитных шлемов, ремней безопасности и детских удерживающих устройств.

Поэтому Генеральная Ассамблея ООН призывает к объединению межсекторальных действий, направленных на увеличение количества стран с всеобъемлющим законодательством, относительно основных факторов риска дорожно-транспортного травматизма.

Учитывая это, «Глобальное партнерство по безопасности дорожного движения» (GRSP, проект Всемирного банка, Красного Креста и Красного полумесяца – авт.) и Всеукраинская общественная организация «Ассоциация безопасности дорожного движения», подписавшая с GRSP меморандум о сотрудничестве, выступили инициаторами и соорганизаторами Межпарламентской встречи по вопросам эффективности законодательства в сфере безопасности дорожного движения.

С радостью отмечу, что нашу инициативу поддержала Верховная Рада Украины и Европейская Экономическая комиссия ООН - проведение встречи запланировано на ноябрь текущего года в Киеве. Добавлю, что итоговым документом Межпарламентской встречи станет подписание Киевской декларации, посвященной стратегии действий по безопасности дорожного движения, в которой будут изложены цели и мероприятия для парламентов, а также механизм мониторинга ожидаемых результатов (как часть «Десятилетия действий по безопасности дорожного движения»). Это событие будет для Украины уникальным историческим шансом показать Европе свою целенаправленность и активность в деле безопасности дорожного движения.

Давайте вернемся к старту «Десятилетия БДД» в Украине. Какие мероприятия предполагается провести в этом контексте в нашей стране?

Как я уже отмечал, согласно решению ООН, торжественный запуск «Десятилетия действий по безопасности дорожного движения» проводится во всех странах мира 11 мая этого года при участии руководителей государств, представителей влиятельных международных организаций, общественных, деловых структур и СМИ.

В Киеве в этот день, в 14.00, в Национальном информационном агентстве «Укринформ», состоится пресс-конференция с участием вице-премьера – министра инфраструктуры Украины Бориса Колесникова, руководителей министерств и ведомств, в ходе которой общество будет проинформировано об основных целях «Десятилетия действий по БДД» и задачах украинской власти, общественных организаций, бизнеса в их реализации.

Организуют пресс-конференцию Бюро ВОЗ в Украине (руководитель Игорь Поканевич) и ВОО «Ассоциация безопасности дорожного движения» при поддержке Министерства инфраструктуры Украины. Наша «Ассоциация …» уже разослала информационные письма о начале «Десятилетия действий по безопасности дорожного движения» в сотни организаций и бизнес-структур Украины.
Мы очень надеемся на поддержку наших соотечественников при достижении целей «Десятилетия …», поскольку, только действуя вместе, мы можем существенно сократить потери на дорогах.

 

ИСТОЧНИК: ForUm