«Сотрите Мецгера в ноль»: на журналистов уронили вазон из окна «Укрэксимбанка»

Среда , 6 октября 2021, 21:52
На киевских медийщиков, которые вышли поддержать коллег из украинской редакции Радио «Свобода», из окна «Укрэксимбанка» сбросили цветочный вазон.
«Сотрите Мецгера в ноль»: на журналистов уронили вазон из окна «Укрэксимбанка»

Журналисты требовали освободить руководителя банка Евгения Мецгера и других сотрудников, которые препятствовали работе журналистов. Перед началом акции на собравшихся под стенами здания банка репортеров (случайно ли, специально ли) из окна выпал вазон. Впрочем, никто не пострадал, сообщает «Детектор медиа».



6 октября возле главного офиса «Укрэксимбанка» в Киеве состоялась акция «Почистить в ноль» в поддержку съемочной группы программы «Схемы» – журналиста Кирилла Овсяного и оператора Александра Мазура, на которую напали во время интервью с руководителем банка Евгением Мацгером.

На части плакатов участники и участницы акции указали номера и названия статей Уголовного кодекса, которые, по их мнению, нарушили Евгений Мецгер и его коллеги. Кроме статьи 171 о препятствовании законной деятельности журналиста, это статьи 345-1 (угроза или насилие в отношении журналистов), 146 (незаконное лишение свободы), 186 (грабеж).

«Мы требуем освобождения Мецгера и других причастных людей за нарушение конкретных статей Уголовного кодекса, которые касаются деятельности журналиста», - сказала главный редактор издания «Украинская правда» Севгиль Мусаева.

Журналист команды расследователей Bihus.info Даниил Мокрик добавил: «Это не должно быть формальным жестом, когда человек по собственному желанию пишет: «отстранить меня на время расследования». Должны понести ответственность все люди, причастные к этому».

Даниил Мокрик также сказал: несмотря на то, что журналисты, как правило, стараются избегать участия в акциях за соблюдение стандартов, «в данном случае речь идет о посягательстве на наши права как журналистов».



Присутствовавшая на акции спикер Киевской городской прокуратуры Надежда Максимец рассказала, что представители полиции и прокуратуры пришли вручить подозрения двум работникам банка по статье 171 УК (пункты 1 и 3). Надежда Максимец сказала, что квалификация не окончательная: вопрос решат после тщательного изучения восстановленного «Схемами» видео. Она добавила, что подозрения планировали вручить во время пресс-конференции, но ее отменили.

«Мы хотим также обратить внимание вообще на случаи нападений на журналистов, потому что их много и, к сожалению, они не расследуются эффективно. Довольно часто мы видим, что происходит нападение, затем заявление генерального прокурора, Нацполиции, а потом это скрывается в долгий ящик и ничего не происходит. Мы считаем, что этот случай имеет в том числе поднять на высоком уровне вопрос о том, что происходит с делами о нападениях на журналистов», - добавила Севгиль Мусаева.

Она обратила внимание на созданные рабочие группы при Офисе генерального прокурора (14 сентября 2021 медийные и правозащитные организации подписали меморандум с Офисом Генерального прокурора), однако пока приговоров по делам нападений на журналистов нет. «Это привело к тому, что наших коллег избили в государственном банке. Это нонсенс, когда к журналистам во время интервью, во время встречи on the record применена физическая сила», - резюмировала Севгиль Мусаева.

Журналист «Украинской правды» Эльдар Сарахман высказал мнение, что на ситуацию должен отреагировать лично президент Украины Владимир Зеленский. Пока откомментировал только советник главы Офиса президента Михаил Подоляк; также есть официальная позиция Офиса президента.

Акция прошла мирно. Плакаты прикрепили на входную дверь и опорные сооружения банка.

Предыстория такова: 4 октября съемочная группа программы «Схемы» - журналист Кирилл Овсяный и оператор Александр Мазур - записывали интервью с председателем правления АО «Укрэксимбанк» Евгением Мецгером в его кабинете в центральном отделении банка.

После одного из вопросов Мецгер выразил недовольство и прекратил интервью. Он также приказал сотрудникам банка забрать у съемочной группы технику и стереть материалы. При этом к оператору применили силу. Журналистов около часа не выпускали из помещения, а затем отдали технику без видео.

«Схемы» обратились в полицию и обнародовали аудиозапись, которую удалось сделать, а потом восстановили и опубликовали видеозапись конфликта до момента, когда IT-шники банка сообразили, как хотя бы выключить камеры.

Полиция открыла производство о препятствовании деятельности журналиста.

Комментируя ситуацию, «Укрэксимбанк» сначала обвинил журналистов программы «Схемы» в незаконном завладении банковской тайной и нарушении Кодекса этики.

После того, как история получила широкую огласку, а восстановленные видеоматериалы разошлись по интернету, министр финансов Сергей Марченко осудил действия руководства «Укрэксимбанка» (государственного банка) и назвал конфликты с журналистами недопустимыми. С заявлениями в поддержку журналистов выступили Посольство США и Совет по свободе слова при президенте Украины.



В Офисе президента выступили за отстранение Мецгера от должности на время проверки и расследования. Скорей всего, мнение ОП и послужило тому, что Мецгер, посыпая голову пеплом, пообещал  немедленно написать заявление о временном отстранении от должности. Его обещание опубликовано на сайте банка, тогда как заявление никто не видел.

Наблюдательный совет «Укрэксимбанка» начал проверку инцидента с журналистами «Схем».

6 октября в 13:00 должна была состояться пресс-конференция временно отстраненного от должности Евгения Мецгера, на которую утром журналистов пригласила пресс-служба финучреждения. Когда журналисты уже собрались, стало известно, что пресс-конференцию отменили. Член наблюдательного совета «Укрэксимбанка» Виктория Страховая пояснила, что пресс-конференция  отменяется из-за отстранения Мецгера от выполнения своих обязанностей. Сам Мецгер, «скоропостижно заболев», извинился в «дистанционном формате» – обращение Мецгера к журналистам обнародовала пресс-служба «Укрэксимбанка»:

«Я всегда считал и считаю свободу слова и свободную прессу фундаментом демократии и настоящей независимости государства. Поэтому события, которые произошли в моем рабочем кабинете 4 октября 2021 и были впоследствии опубликованы изданием «Схемы», с моей стороны недопустимы и стали шоком не только для общественности и журналистского сообщества, но и для меня.

Я по природе уравновешенный человек и никогда не думал, что мгновенная эмоциональная вспышка может перерасти в лавину импульсивных и непоправимых действий и решений. Стресс и нагрузки этому не оправдание. Поэтому я искренне прошу прощения у работников издания «Схемы» Кирилла Овсяного и Александра Мазура! На данный момент в форме письма, но всегда готов сделать это в любой удобной для них форме.

Мое поведение глубоко оскорбило весь без исключения журналистский цех, проявивший достойную крупнейшего уважения солидарность в отстаивании прав своих коллег. Я искренне прошу прощения у всех журналистов Украины. В конце концов, это нанесло огромный ущерб имиджу банка, моральному духу его замечательного коллектива и престижа профессии банкира, как таковой.

Я искренне прошу прощения у всех коллег. Повторюсь, я не имел права на ту вспышку, она вызывает наибольшее отвращение и стыд именно у меня. По своим моральным убеждениям и значительным общественным резонансом, я написал заявление об отстранении меня от осуществления полномочий председателя правления АО «Укрэксимбанк». Соответствующее заявление я предоставил Наблюдательному совету банка и сегодня, 6 октября, оно было удовлетворено».

Политический обозреватель Леонид Швец в своем блоге обращает внимание на вазон, сброшенный на головы журналистам: «Очень характерно, что это произошло уже после целой серии извинений, в том числе от главного виновника торжества, Евгения Мецгера, главы правления банка. Он даже заявил, что сам в шоке от своего поступка. От кого-кого, но от себя не ожидал... С другой стороны, мы все должны быть искренне признательны приступам неконтролируемой вспыльчивости Евгения Владимировича за предоставленную общественности прекрасную возможность увязать целый ряд сюжетов последнего времени. Так, история о друзьях президента, с которыми Владимир Зеленский делит в офшорах доходы от бизнеса и которые нынче руководят вместе с ним страной, легко прирастает еще двумя именами – Евгения Мецгера и его жены Юлии, которая входит в наблюдательный совет ПриватБанка. Эти ребята не только выходцы из родного Кривого Рога и друзья «Квартала 95», но и владельцы обширной недвижимости за рубежом. За два года новой, родной власти супруги обзавелись двумя квартирами в Турции и по одной в Украине и Испании, на общую сумму больше 11 миллионов гривен. Это, конечно, не шефировские апартаменты на Бейкер-стрит, но тоже ничего так, есть где коротать нескорую старость», – отмечает Леонид Швец.

Обозреватель считает, что своим поступком глава правления «Укрэксимбанка» привлек внимание к следующему сюжету программы «Схемы», где фигурирует этот банк и какие-то подозрительные клиенты, будто бы со следами, ведущими в ОРДЛО.

«Как ни крути, а Евгений Мецгер проделал большую общественно важную работу, сумев привлечь внимание прессы и граждан к деятельности безбожно убыточного, но такого жирного госбанка, к агрессивной некомпетентности его руководства, что заставляет окинуть взглядом и прочие такие же конторы и других таких же руководителей. Глубоко дремлющий в Евгении совестливый патриот своей скандальной выходкой сумел передать всему белому свету свою озабоченность кадровой политикой Владимира Зеленского, который пошел сомнительным путем Виктора Андреевича Ющенко и расставил кругом своих чертей. «Вова, остановись!» – как бы крикнул Женя другу. – «Куда же ты нас, убогих, пихаешь!». Молчит президент. Летят вазоны. Надвигается второй срок», – иронизирует Леонид Швец.

Фото: Максим Полищук, ДМ