«Турецкий формат», или почему Эрдоган решил стать медиатором для Украины и России
В Офисе Президента Украины сказали, что «приветствуют усилия такого мощного игрока». А вот в России на такое предложение была дежурная реакция – РФ не является стороной конфликта.
Сможет ли Эрдоган действительно быть эффективным в переговорном процессе для достижения на мира на Донбассе.
Что сказал Эрдоган
Во время саммита Организации экономического сотрудничества в Ашхабаде (Туркменистан) Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что «Турция выступает за обеспечение мира с акцентом на положение крымских татар». По его словам, страна может взять на себя право посредника, так как наладила отношения и с Украиной, и с Россией. Правда, заявление Эрдогана было более декларативным и без каких-либо конкретных предложений.
«Наша позиция по ситуации в Украине общеизвестна. Турция выступает за обеспечение мира с акцентом на положение крымских татар. Мы неоднократно обсуждали этот вопрос с дружественной Россией. Контакты продолжаются. Надеемся, что регион не превратится в зону боевых действий и воцарится мир. Анкара выступает за позитивное развитие процессов. Турция готова к посредничеству. Готова обсуждать этот вопрос со сторонами», – заявил Эрдоган.
Как отреагировали украинские власти
Президент Украины Владимир Зеленский еще до заявления Тайипа Эрдогана сделал акцент на хороших отношениях с Турцией. Это произошло во время пресс-марафона 26 ноября.
Президент Украины сказал, что задержание «вагнеровцев» могло угрожать отношениям с Турцией, которая помогает Украине. «Эрдоган никогда бы нам этого не простил», – заявил Зеленский. Также он отметил, что Турция уже помогает украинской стороне: в частности, через Эрдогана передали список пленных России (вероятнее всего, речь идет о крымских татарах, которых удерживают россияне – прим. ред).
Пока Владимир Зеленский не ответил ничего на заявление президента Турции в Ашхабаде. Озвучил позицию Офиса Президента Украины советник главы Михаил Подоляк в комментарии РБК-Украина. По его словам, украинская сторона ценит такую активную позицию Тайипа Эрдогана, которая всегда «конкретна и аргументирована». А президенты Украины и Турции неоднократно говорили о вариантах, как можно стабилизировать ситуацию.
«Безусловно, мы приветствуем все усилия, направленные на поиск оптимального решения для возвращения мира в Украину, для освобождения людей, которые удерживаются в плену или которые попали в тяжелейшие жизненные условия в связи с многолетними агрессивными действиями прокси-групп РФ. И тем более мы приветствуем усилия такого мощного игрока, которым сегодня является Турция на глобальном политическом рынке», – прокомментировал Михаил Подоляк. Советник главы Офиса считает, что РФ стоило бы принять такую помощь Эрдогана.
По словам министра иностранных дел Дмитрия Кулебы, Украина остается преданной работе в «нормандском формате», но не будет отрицать другие предложения партнеров и друзей. Об этом он заявил во время брифинга с иностранными журналистами.
«Единственное правило, которое есть у нас в Украине, заключается в следующем: не должно быть никаких договоренностей относительно Украины, которые делаются и заключаются без Украины. Это «красная линия», – сказал Кулеба.
В РФ традиционно открещиваются от войны на Донбассе. Пресс-секретарь президента России отказался комментировать опубликованное заявление Тайип Эрдогана. Он сказал, что в конфликте участвует две стороны – Киев и ЛДНР.
Станет ли Турция альтернативой Минску и Нормандскому формату
Украина несколько раз садилась за стол переговор по ситуации в Крыму и на Донбассе. Сначала большие надежды возлагали на Минские соглашения, позже – на Нормандский формат, в котором участвуют власти Франции и Германии.
В своем интервью немецкому изданию Zeit министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба сказал, что Минский и Нормандский форматы «находятся в коме» и их нужно приводить в чувства. Большие надежды возлагают на Нормандский формат, который игнорирует российская сторона.
А стоит ли возлагать надежды на «турецкий формат»?
Учитывая то, что в Минске в ближайшее время вряд ли кто-то будет собираться – Лукашенко прямо стал на сторону Путина и уже позволяет себе говорить о наступлении на Украину – Турция может стать площадкой для переговоров.
Хоть у России и Турции не всегда ровные отношения, все же Путин не вступает в открытую конфронтацию с Эрдоганом и считает его сильным игроком. Поэтому есть шанс, что РФ прислушается к предложению президента Турции.
Как объяснил «Крым.Реалии» руководитель украинского центра военно-правовых исследований Александр Мусиенко, такое предложение Эрдогана говорит о прагматическую политике. Турция не признает аннексию Крыма, сотрудничает с Украиной в военно-технической сфере. При этом с Россией у нее есть стратегические проекты – например, покупка ПВО С-400, газовые проекты и другие.
Да и стать успешным медиатором между Россией и Украиной Эрдогану выгодно по нескольким причинам. Прежде всего, ему нужна стабильность, мир в Черном море и регионе. Есть у Эрдогана и амбиции влиятельного политического игрока на международной арене.