«12 половых заповедей». Курбалесия набирает обороты
Режиссер Александра Меркулова поставила водевиль «12 половых заповедей» по пьесе Валентина Катаева «Квадратура круга». На Основной сцене «Дома актера» попеременно выступал с докладом о новых законах, принятых на очередном партийном съезде, пожилой коммунист Флавий; складывались, рушились и перестраивались молодые семьи; декларимовал свои стихи пролетарский поэт Емельян Черноземный.
Жили себе в обыкновенной однокомнатной квартире два товарища: Вася и Абрам. Оба – «глубоко «свои» парни». Но в один прекрасный день, вот незадача, они оба решили обзавестись «спутницами жизни». И жилье стали делить на четверых. Людмила с мещанскими повадками, немного необразованная, но живая и хозяйственная, - Васина жена. А Тоня Кузнецова – образцовая коммунистка, начитанная и строгая, но не способная даже штаны мужу зашить – Абрамова.

Энтузиазм, с которым молодые люди ринулись жить новой, семейной, жизнью, быстро исчезает. Кому-то хочется больше нежности от своего супруга, а кто-то не знает, на что ее израсходовать. Одним достаточно только духовной пищи, а другие ощущают острую необходимость в домашней яичнице и печенье с молоком. Казалось бы, все ясно: нашим героям нужно, в лучших традициях американских комедий, обменяться парами. Но это же Советский Союз! На повестке дня 12 половых заповедей, о которых нам докладывает сосед молодых людей. И личное счастье не должно строиться на семейном несчастье других. Вася любит Тоню, Тоня – Васю, Люда – Абрама, и Абрам ее. Но всеобщая недосказанность вынуждает девушек уйти. Спасает ситуацию мудрый Флавий, провоцирующий всех четверых на откровенное объяснение. Все счастливы! Завершение водевиля – 12-ая половая заповедь: «Во время полового акта не стоит забывать, о возможности возникновения потомства».

Несмотря на то, что впервые эта пьеса была поставлена в 1929 году (к слову, в Харькове), сюжет ее остается простым и понятным: любовные многоугольники, отягощенные совместным проживанием, были, есть и будут всегда. Такое непонятное и необъяснимое чувство любовь. И речь, на мой взгляд, тут идет не о том, что «половая связь — лишь как конечное завершение глубокой всесторонней симпатии и привязанности к объекту половой любви» (одна из «заповедей»), тут говорится о браке. Не может он быть основан только на взаимоуважении и общности интересов, тут нужна любовь – как цемент, не дающий стенам семьи распасться.

Режиссер и декоратор погрузили нас в «совковую» атмосферу: плакаты с агитационными лозунгами, красные ленточки на пиджаках героев, вечно пьяный хулиган-поэт. Во время спектакля кажется, что все это – реалии нашей жизни. Благодаря обращениям к залу кажется, что ты – не зритель вовсе, а один из жильцов подъезда, товарищ Васи, Люды, Тони, Абрама и Флавия. В ролях: Игорь Иванов, Виталий Коваленко, Екатерина Варченко, Алина Проценко, Анна Андреева, Валентина Костишева, Виктор Кузнецов, Алексей Цуркан, Дмитрий Соловьев. Хореограф – Марья Погорелая.
