«Черное молоко» – противоречивая пьеса с глубоким смыслом

Ольга Завада  |  Среда , 30 января 2013, 16:15
У Иммануила Канта один человек видел в луже грязь, а другой – отражающиеся в ней звезды. У русского драматурга Василия Сигарева целая Вселенная отражается в луже молока, которое постепенно чернеет, смешиваясь с грязью.
«Черное молоко» – противоречивая пьеса с глубоким смыслом

В этих схожих по смыслу метафорах кроется так много глубокого, жизненного, спорного, что у двух сторон жизни – черной и белой – становится вдруг множество оттенков.

Спектакль «Черное молоко» Центра современного искусства «Новая сцена» адресован людям, которые умеют смотреть на проблему с разных углов, которые не делят людей на хороших и плохих, добрых и злых и не верят в чудесные превращения. Главные герои – невежественные и злые «маленькие люди», но не чеховские, а уже современные – торгаши, пытающиеся врулить аборигенам из глубинки китайские «супертостеры».

Застряв с баулами в глухом поселении, главный герой Левка и его беременная жена по  прозвищу Мелкий смеются над провинциалами, их беспробудным пьянством и глупостью. Но жаль и тех, и других. Быть может, кто-то заподозрит здесь противопоставление «злой столицы» и «доброй провинции», а кто-то увидит обычных людей, которых объединяет общая проблема: лень и нежелание что-то менять в своей жизни.

Провинциалы ежедневно уходят в запой, ожидая, что кто-то приедет, купит лесопилку и даст всем работу. Торгаши продают баул за баулом, словно роботы, без цели и смысла… И те и другие не живут, а выполняют функции, не осознавая самих себя как ценность. Такие люди есть и в столице, и в пригороде… И все зависит совсем не от места, а от того, насколько счастлив и целостен человек внутри себя. Куда бы ты ни уехал, твое невежество уедет с тобой. Пьяный местный житель изрекает, что бояться нужно смерти души, а не смерти тела.

Из его уст эта «правда жизни» звучит немного притянутой за уши, как и чудесное превращение главной героини после родов. И вроде бы хочется вместе с ней и ее маленьким ребенком поверить в чудо и жизнь с чистого листа, но страх, лень и внутренняя пустота, собравшись воедино, возвращают героиню на место к недалекому Левику, «чупику» и «ментоловой». И кажется, что ее молоко прогоркло вовсе не от ментоловых сигарет, а от отсутствия самоуважения, от привычки довольствоваться малым и не претендовать на лучшее. В какой-то момент героине начинаешь сопереживать, верить в ее исцеление, но, скорее, благодаря безупречной актерской игре.

Ведь, если задуматься, уехать из столицы в провинцию, где природа, душа и голубое небо, – это не что иное, как побег от самой себя. А вот остаться в столице, выбиться в люди, достичь успеха, сохранив при этом чистоту души – вот где настоящий подвиг.

«Черное молоко» – глубокая современная драма, в которой даже комедийные черты окрашены черным. Актерам хочется аплодировать стоя чуть ли не после каждой реплики – настолько гармонично они вжились в образы своих героев. И пусть сама пьеса вызывает массу противоречивых эмоций, самое главное – она заставляет думать.
 

ИСТОЧНИК: Что? Где? Когда?