Скоро обзавестись друзьями можно будет лишь за деньги

Алиса Котова  |  Среда , 12 ноября 2008, 04:33
Помните, с чего все это начиналось? С обычной электронной почты, которая впервые позволила пользователям обмениваться сообщениями. Потом появилась возможность делать рассылку нескольким адресатам, позже – интерактивные беседы, ICQ, Miranda, QIP... Все эти понятия уже давно стали нормами нашей жизни, привычным и ежедневным для многих делом.

Стандартное начало рабочего дня офисного сотрудника включает в себя появление на рабочем месте, включение компьютера и приготовление дежурной чашки кофе. Еще семь-восемь лет назад к обязательной порции утреннего кофеина добавилась привычка просматривать утренние новости и читать почтовую рассылку. Сейчас к этому интернетовскому ритуалу среднестатистического офисного утра добавился еще один — просмотр сайтов из категории социальных сетей.

В условиях стремительно развивающихся информационных технологий мы все-таки стремимся к персонификации общения – мы хотим общаться с действительно знакомым человеком, хотим видеть его, хотя бы посредством фотографии в сети. Главное правило социальных интернет-сетей — «больше информации». Чем больше человек сможет и захочет о себе сообщить, тем больше людей будут интересоваться его учетной записью и, следовательно, тем популярнее будет ресурс. Именно поэтому социальные сети получают все новых и новых пользователей. Шутка ли, с момента создания проекта Вконтакте.ру в октябре 2006 года, численность зарегистрировавшихся в нем людей на данный момент превысила 7 миллионов.

Ранее созданная сеть «Одноклассники» в октябре этого года стала носить платный характер. Теперь придется заплатить за активацию своего аккаунта либо пользоваться «ограниченной» версией сайта – без возможности оплаты отправки личных сообщений и просмотра страниц других пользователей, следовательно, найти друзей и общаться с ними посредством такого ограниченного аккаунта Вы не сможете. Если же Вы хотите иметь доступ ко всем возможностям сайта, вы должны произвести sms-активацию, стоимостью 1$. Также недавно эта социальная сеть установила лимит на количество размещенных бесплатно фотографий, дополнительное размещение фото уже потребует некоторых капиталовложений. Однако, Никита Шерман, руководитель сети «Одноклассники», уверен, что несмотря на некоторые неудобства, катастрофического спада пользователей не будет.

Еще раньше тенденцию к так называемой монетизации социальных сетей продемонстрировала одна из крупнейших соцсетей личных блогов и дневников Livejournal.com. Базовые аакаунты, с несколько ограниченными возможностями, но бесплатные и без содержания рекламы, были аннулированы. Всем желающим было предложено сменить свои базовые аккаунты на улучшенные – те, которые содержат достаточно большое количество рекламы, либо пользоваться платными журналами. В противном случае ваш блог или журнал просто удалялся. Позже базовые аккаунты вернули, но уже с рекламой.

Также в истории этой социальной сети была попытка более быстрого и несравнимо большего заработка также с помощью введения оплаты за пользование аккаунтами. Правда в данном случае это событие получило серьезный и довольно скандальный резонанс, и вскоре компания отказалась от этой затеи. Но в интернете еще достаточно долго появлялись комментарии пользователей живого журнала по этому поводу.

Понятно, что все в нашем мире стремится к коммерциализации, и с развитием социальных сетей наметилась тенденция к появлению платных аккаунтов, платных регистраций, платному размещению информации. Вывод в принципе ясен – со временем пользование подобными сетями постепенно перестанет быть общедоступным. А пользователи будут вынуждены либо отказываться от уже укоренившейся привычки общаться с друзьями или вести блоги, дневники, либо стать «золотыми» рыбками для хозяев социальных сетей.

Естественно, еще рано делать окончательные выводы. Сейчас владельцы таких проектов по большей части довольствуются заработком на размещении рекламы. Но, думаю, в скором времени мы увидим, куда направлен вектор интернет-коммерции, и, вполне возможно, будем вынуждены менять свои офисные привычки. А пока – ищите одноклассников, давних институтских друзей, создавайте сообщества, впечатывайте свои мысли в интернет-пространство…