Мафия Харькова начала уникальную традицию в кино (ФОТО)

Стенли Зверев  |  Суббота , 1 августа 2009, 07:39
«Джонни Д.», он же – один из «Врагов общества» (англ. Public Enemies), стал предметом обсуждения журналистов в самом мафиозном ресторане Харькова.
джонни д

То, что местом для обсуждения гангстерских разборок был выбран ресторан, культивирующий семейные ценности, символично. Не менее эпатажным было само приглашение на  «cходку всех правильных «capos» города, посвященную памяти нашего американского «compare» Джонни Д.» с фразой «Requiescat in pace, Johny» (христ. «Да упокоится с миром»).



Собравшись в «Мафии», харьковские журналисты приняли участие в запуске проекта, возвращающего традиции публичного обсуждения произведений искусства. Искусство выбрали «наиважнейшее» – кино, да и тема была весьма актуальной – организованная преступность и кризис. Ведь появление мафии и гангстеров в Америке относится к временам сухого закона и Великой Депрессии.

Параллели с сегодняшним днем очевидны – у нас кризис, банки ненавидят, как и в Америке при Великой Депрессии. Режиссер Майкл Манн, отличившийся ранее более «жизненным» ганг-боевиком «Схватка» и почти бытовым киллер-триллером «Соучастник», решил зачем-то романтизировать бандюгу.

Уже с первых кадров из уст главного героя звучит фраза, адресованная во время ограбления  клиенту банка: «Нам не нужны Ваши деньги, мы грабим банк а не Вас». Ни дать, ни взять: Робин Гуд и «борец с системой», как бы намекает нам Манн. И в этом – прогнозируемый кассовый успех фильма, успех коньюнктурной идеи продюсеров «Джонни Д.», тьфу, «Public Enemies». В одном из интервью режиссер так и сказал – Джонни любили, потому что он грабил ненавистные людям банки.

В то же время, кинокритик Владимир Миславский (на фото) не считает, что «Враги общества» можно ставить в один ряд с блокбастерами, поворотными в истории данного жанра – «Лицо со шрамом», «Капоне» или более поздними – «Крестный отец», «Однажды в Америке», «Неприкасаемые».


Фильм, угодивший в украинский прокат 23 июля под названием «Джонни Д.», получился очень качественным, ярким, зрелищным, идеально срежиссированным и… пустым. Такое мнение, начав дискуссию о гангстерском синематографе, высказал ведущий.

В процессе обсуждения киновед показал отрывки и трейлеры культовых гангстерских фильмов. По сравнению с блокбастерами, поворотными в истории данного жанра – «Лицо со шрамом», «Капоне», более поздними шедеврами «Крестный отец», «Однажды в Америке», «Неприкасаемые» – «Враги общества» не несет ничего нового, считает В.Миславский. Брайан де Пальма, Френсис Форд Коппола, Сержио Леоне конкурировали, что-то заимствовали друг у друга, посягали на стереотипы, но каждый новый фильм становился шагом вперед.

«Джонни Д», названный так нашими прокатчиками в ясно коммерческих целях (привет 14-летним поклонницам Джонни Деппа!), рассказывает о «последнем самурае» бандитской Америки – Джоне Диллинджере. Человеке, который никогда не думал вперед, живя в свое удовольствие. При этом в преступлениях он был образцом продуманности, предусмотрительности и логики.

В. Миславский напомнил, что в действительности Джонни Д. (кстати, никакой историчности это прозвище не несет: Диллинджера прозывали Джонни-Кролик) был расчетливым бандитом. И однолюбом, как демонстрирует версия Манна, не был, а был мастак пройтись по слабому полу.

Но за неисторичность режиссеров блокбастеров – а «Джонни Д.» именно блокбастер – никто не судит. Простили же Скотту легионеров в кроссовках. Простили за то, что боль в его фильме настоящая. Но «ДД» по душе не режет.

«Фильм безукоризненный. Фильм красивый. Фильм очень продуманный, такой же продуманный, как и налеты на банки самого Диллинджера», – говорит о «Врагах общества» В. Миславский. Но именно в продуманности и лежит фундаментальная ошибка режиссера.

«Враги общества» слишком просчитан, уверен кинокритик. По гамбургскому счету, я с ним согласен. «А вот здесь мы сделаем культовую сцену, где Депп будет с бешеными глазами петь про бедового пастушка» – эти слова Майкла Манна слышны сквозь кадр. Что напрочь убивает возможность сопереживать актерам. Ведь даже в «Трансформерах» сердечко екает, когда главный герой умирает. Потому что немножко… заполошнее там все, что ли. А в «Джонни Д» тикает метроном – «повернули голову налево, повернули голову направо… »

Однако не будем столь строги: все вышеперечисленное интересует по большей части эстетов от кино. Народ же таки идет на Джонни Д[еппа], блестяще поставленные перестрелки и звезду новой киноэпохи – Кристиана Бейла. Она началась еще после «Эквилибриума», как в 90-х после «Крепкого орешка» началась эпоха Брюса Уиллиса. Кстати, «Мио, мой Мио» помните? Советско-венгерско-американский фильм. Так Кристиан Бейл там играет друга главного героя, Юм-Юма.

С другой стороны, несколько свежих ходов в фильме все же просматривается. Дверь, как было сказано, это не откроет, но в форточку поскребется:). Скажем, прощание с убитым другом в начале – такая до отвращения банальщина, но ее хорошо форматнули в эффект, когда Джонни держит Уолтера за руку, тот скользит по дороге и умирает – и катится в пыли. Цепляет, и за счет актерской игры, и с точки зрения момента экшн. Понравилась еще одна сцена: последнее бегство из тюрьмы, когда машина с Джонни стоит на светофоре. Солдат вглядывается в лицо Диллинджера и... затем отворачивается, поскольку он туп впропасть – реализация просто здоровская.

В целом, спорщики пришли к выводу: если шедевр местами шедевр, а местами не шедевр, то право на номинацию на это почетное звание фильм не имеет.

Далее пошли частности.

Вот мнения журналистов-киноманов:

«Об игре Деппа. Он в равных пропорциях берет и животным магнетизмом и интеллектуальной игрой, что мало кому доступно: все или животные или интеллектуалы... К сожалению, Джонни не избежал стандартной беды всех актеров – таскает из образа в образ удачные жесты, мимику – шморгание носом, например. Ну в общем. Много Джека Воробья пока. Капитана Джека Воробья, pardon. Зато нашел удачный взгляд исподлобья, которого не было у его предыдущих персонажей».

«Тут вопрос из области коммерции – люди идут на актера, ожидая получить ту же "конфету", того же Джонни Деппа, которого знают. Никто не хочет купить «Сникерс», развернуть обложку, а там – огурец. Кстати, местами мелькнули в его чертах лицо и мимика одного из недосягаемо-абсолюных актеров – Кристофера Уокена».

«Мне с этой точки зрения импонируют актеры, которые всегда разные, как того требует образ. За примером далеко не надо ходить – Кристиан Бейл. Есть и еще одна сторона медали. Ведь иногда сценарии пишутся под актеров, то есть уже сценаристы видят, допустим, именно Деппа. Кстати, в случае с этим фильмом это было не так – ведь изначально предполагался Ди Каприо».

«Успех идеи, как таковой – у нас кризис, банки ненавидят, как и при Великой Депрессии. Джонни в тему, Манн четко чувствует «струю». Он сам в интервью так и сказал – Джонни любили, потому что он грабил ненавистные людям банки»

«Что еще понравилось – звук. Дичь какая-то органичная, электробанджо, что ли. И пушки смачно бухают, по уму басы отстроены под выстрелы».

«Историчность – некрасиво. В том смысле, что Манн всегда претендовал на адекватность ситуации, эпохе. А тут – электрическое метро, запись на граммофон – это вообще паропанковая махинация какая-то»

«Нет массивности. Вот «Неприкасаемые» или «Крестный отец». Они как глыбы такие. Причем искусственно, театрально. Получается, надо как у Куросавы, как будто на машине времени туда слетали, жесткий натурализм. Или рапиды всякие, замедления, пули глазами провожать, матричная гламурность. А так - ни туда и ни сюда».

«Подсказывать режиссеру я не берусь. Что нужно было добавить или убавить. Если бы я знал, что надо делать, чтобы получился шедевр – я был бы голливудским режиссером. Скажу так – по этому фильму можно изучать в вузах режиссуру. Но чего-то просто нет… » – резюмировал В. Миславский.

Резюме.

– У вас шарики есть.
– Есть.
– Хорошие?
– Нет, плохие.
– Дырявые?
– Нет – не дырявые.
– Плохо дуются?
– Нет, хорошо.
– Не яркие?
– Яркие.
– А почему, плохие?
– Не радуют...

 

Кинополемика в «Мафии», видимо, оставила неоднозначные впечатления у рядовых посетителей ресторана. Учитывая, что кино-гурманы обсуждали великих гангстеров Америки прямо у них на глазах, публика могла предположить, что является свидетелем нового ресто-шоу.

Однако фишка была в другом – после того, как киноманы вдосталь наругались, им предложили сыграть в… да не в ящик. В самую настоящую Мафию – в психологическую игру, в которой участвуют «мафиози», «комиссар полиции» и «мирные жители».  Подробности - ЗДЕСЬ.



Журналюги увлеклись и рубились в «мафиозо» до 5 утра.

«И я там был, и пиво пил… », и от себя хочу добавить: получилось действительно занятно и куда прогрессивнее пресловутых «две пиццы по цене одной» и прочих типо-распродаж. Фишка торкнула акул пера и посетителей настолько, что обсуждение фильмов и игру в Мафию в «Мафии» хотят сделать регулярными.

Пока эксперимент продолжается – в субботу, 1 августа в Мафию в одноименном ресторане будут рубиться харьковские блоггеры. Начало разборок – в 22:00.

Но если отбросить хиханьки/хаханьки – такого лично я в Харькове не видел. Интеллектуальня «дурка» в идеально подобранном антураже – мозг расслабляет до полного изнеможения.

Кстати, еще одна занятная  – режиссура чека в «мафиозном» ресторане. Но об этом – чуть позже.