Кинофестиваль Ступени продемонстрировал уродов в нас самих
Далеко не каждая психика сможет постичь либо степень талантливости, либо воспаленность воображения режиссера. И то, что из кинозала выходишь, ощущая едва заметные смещения взглядов на многое – это однозначно.
Среди внеконкурсной программы в буквальном смысле шокировала короткометражка россиянина Дмитрия Селиванова «Не те отношения».
В стремительные 13 минут режиссер вложил в 90% длины ленты не всегда положительную динамику отношений глубоко больного, стареющего мужчины и девушки с не менее изуродованной психикой, аберрации которой мы наблюдаем на протяжение всего фильма. А в оставшиеся 10% – расставил точки над «i», наглядно продемонстрировав, что любые девиантные игры с собственной психикой заканчиваются не всегда быстро, но всегда ожидаемо.

Начало ленты – мягко говоря, порнографическое. Юная и застенчивая Наденька проваливает последнюю пересдачу зачета у строгого преподавателя с манерами и внешностью потасканного Везельвула. Для благополучного исхода ситуации Наденька приглашена в гости к Николаю Семеновичу, адрес которого трепетной рукой записывает под понимающие взгляды вузовских блудниц-одногрупниц.
Дома преподаватель предупреждает девушку, что домогательства с его стороны исключены, так как его «вполне удовлетворяют отношения с женой». Впрочем, с каждой минутой фильма сомнения в правдивости этого тезиса растут как на дрожжах.
Дальше – больше. От девушки требуется участие в некоей ролевой игре, особенности которой часто упоминаются в рубрикаторах порносайтов в стиле hard.
Битых две минуты Николай Семенович, одетый в теплый плащ, нарезает круги вокруг кровати-«полуторки», на которой, сомкнув обе руки на оплотах своей душевной чистоты, лежит обнаженная Надя.
Собственно, таинство и состоит в этом караульном мерном шаге по прикроватным тропам… Так ведь и Бог бы с ним, мало ли у кого какие тараканы в голове и черви в сердце. Но больше всего берет за душу основное сакральное действо – в процессе возлежания Наде вменено в обязанность мерно вскрикивать «Ой, петух!» с определенной цикличностью.
В этот момент страшно все: и дикие глаза девушки, которая давится непонятными, необъяснимыми словами, и бесстрастное лицо Николая Семеновича, которое отдаленно напоминает кадры исповеди полковника Куртца из копполовского «Апокалипсис сегодня».
Следующая инъекция в сознание: мужчина просит Надю приходить к нему каждые полгода для совершения той же процедуры. Конечно же, заставить он не может, уточняет он, но, поскольку это вопрос жизни и смерти, настоятельно просит не отказать ему.
Кадр: на переднем плане – уголок женского обнаженного плеча, задний фон – одряхлевший, полностью седой старик. Николай Семенович. И закадровый голос: «Наденька много лет подряд ходила к Николаю Семеновичу. Даже когда она счастливо вышла замуж и родила детей, она не пропустила ни одной встречи»…
И дальше – буквально 20 секунд, в которые режиссер вложил достойный финал. (К слову, идентичная концовка культового «Реквиема по мечте», которой не уступает the end короткометражки, длится около 6 минут).
«… Однажды Николай Семенович умер. Когда Наденька случайно узнала об этом от знакомых, она повесилась».
Добавить нечего.
P.S. Второй этап переваривания сюжета ленты нагнал меня спустя некоторое время, когда вдруг пришла мысль, что такие сюжеты не приходят ни в кошмарных снах, ни во время того, что опытные пользователи называют bad trip. Это – истории из жизни, кусочки биографий тех внешне благополучных людей, которые каждый день окружают нас. Эти гойевские «сны разума» – наши бытия. Сюжеты диких историй пишутся, глядя в зеркало.