Кинофестиваль Ступени: свиные кишки и тараканы в голове

Александр Гурьев  |  Четверг , 18 ноября 2010, 09:10
Завершившийся на минувшей неделе Международный кинофестиваль «Ступени» наглядно продемонстрировал, что гении камерного жанра не заросли мхом, и продолжают щекотать нервишки зрителя. В болезненном смысле этого слова.
Кинофестиваль Ступени: свиные кишки и тараканы в голове

На этот раз озадачила не столько уже ожидаемая эклектичность репертуара, сколько полная разобщенность стилей и механизмов реализаций каждой ленты. Не хватало некоей унифицированности, что ли, в хорошем смысле этого слова.

Достаточно невыгодно смотрелись в программе анимационные проекты, в особенности, если им предшествовали ленты, наполненные философией не действия, но духа. Это вызывало определенный диссонанс в мыслях, так как картины шли транзитом без перерывов на привычную рекламу.

Неплохая по идее, но абсолютно изъеденная речевками в пропагандистском стиле, чисто американская лента о правах животных. И о правах в ней – тоже очень по-американски.

Not in my name – о промышленном животноводстве и его пагубных воздействиях но организмы разного скота. Кадры казни животных весьма натуралистичны и откровенны; свиньи, которым живьем вспарывают брюхо, наверняка заставят задуматься не одного любителя бифштекса или шашлыка.

К слову, в связи с вышесказанным хотелось бы передать отдельный привет Василию Костицкому, ведомство которого отнесло «South Park» к детской порнографии и пропаганде насилия и жестокости.

Режут же по-живому ленту небольшие синхронны с участниками процесса защиты животных.

«Ну как вы не понимаете? Они же тоже страдают, это такие душевные травмы», – утирает набежавшую слезу активистка вегетарианского движения.

Вместе с тем, по суровым лицам зрителей в зале можно прочесть, что они не понимают травмы скота, ибо в первую очередь воспринимают животных как объект мясо-молочной промышленности. Вернее, как субъект.

Двойственное впечатление оставил после себя фильм «Адвокаты павших». С одной стороны (речь шла о поисковиках, идентифицирующих солдатские останки) дело благородное, с другой – слишком навязчиво шла реклама патриотизма. Слишком много патетики и, извините, пафоса. И это напрочь перечеркивало то траурно-светлое, что оставлял после себя просмотр ленты.

Достаточно забавным оказался совместный украино-турецкий проект «Лай черных псов». О двух стамбульских парнях, которые разводят голубей и мечтают о своем охранном бизнесе. Лента смотрелась бы просто как нарезка «Камеди клаба», однако с каждой минутой поступки одного из главных героев начинают вызывать раздражение как камушек в ботинке.

В итоге, просмотр ленты сменяется истомным ожиданием, когда же в очередной раз «набокопорит» клиент. Это существенно отвлекает от хорошей, по сути, идеи о правах индивидуума в социуме.

К слову, этот фильм – один из самых длинных на показе – около 84 минут.

Но безусловным лидером по «инженерии сознания» стала российская лента «Не те отношения» о совершенно не тех отношениях, которые мы привыкли видеть вокруг себя.