В «Агате» Кривуля и Дубровский вновь прокричали победный клич «Батуалло!»
Проект создавался тремя талантливыми «приколистами» Сергеем Щелкановцевым (Сэр), Константином Дубровским и Сергеем Кривулей. Программа сразу стала популярной и даже культовой среди харьковских зрителей. Юмор в ней всегда был на гране фола, и никого не оставлял равнодушным – «Батуалло» или любили или откровенно ненавидели, но, повторюсь, равнодушных не было. Программа давно прекратила свое существование, впрочем, как и независимый формат харьковского, телевидения. Осталось только воспоминания и армия «ностальгирующих» харьковчан. Именно для последних, 17 мая, в арт-кафе «Агата» прошел творческий вечер «Батуалло».
Константин Дубровский и Сергей Кривуля, перед творческим вечером любезно согласились поведать читателям «Настоящего Дозора» о том, как это было 17 лет назад.
Начну сразу с банальности – откуда такое самобытное название?
В брежневские времена был такой мультик «Кинжал батуалло», мало кто его помнит, там был такой негритенок, который прыгал с пальмы и кричал: «Батуалло!» - вот отсюда и взялось это, не о чем не говорящее название.
Кто у вас был главный автор и идеолог? (вопрос Константину Дубровскому)
Каждый вносил что-то свое, у каждого была, так сказать, своя ниша. Признанный гранж-мастер был Кривуля. Все что на гране, за что могли «посадить» – это был Кривуля. Сыграть голубого или извращенца - он шел на это, он это мог и вживался хорошо в образы. Роли философов и ученых больше всего играл Сэр. Все остальные персонажи доставались мне.
Программа была достаточно провокационная, по тем временам. Как обстояло дела с цензурой?
Цензуры, как таковой, не было, но уже после выхода в эфир нам устраивали «разбор полетов».
Можно поподробней. Как это выглядело?
Самый «страшный» разбор полетов, на мой взгляд, случился после первого выхода Батуалло. Наш главный режиссер Сергей Розанов собрал весь коллектив и спросил: «Вы видели что было вчера на экране?». Часть зала сказал, что им понравилась передача, часть промолчала, а остальные товарищи завопили, что это нельзя показывать. Как признавался наш режиссер, после наших программ, ему было стыдно ездить на работу в троллейбусе, он постоянно прятал лицо.
А все-таки, были такие программа, которые «зарубили» и не пустили в эфир?
Таких было две Программа: одна «Квак» и вторая «Уголок поэзии». Обычно наше начальство не смотрело наши программы. Но, в один прекрасный день, это трагическое стечение обстоятельств, вся семья директора канала решили посмотреть очередную передачу «Уголок поэзии». На следующий день нас всех вызвали «на ковер». Дело в том, что у Кривули есть дурацкая привычка – он не может держать спокойно руки. Ему постоянно надо ими что-то делать, и когда он читал стихотворение, он через каждую фразу показывал руками неприличный жест. Начальство заметило, что Кривуля показал ненормативную комбинацию рук 12 раз. Когда нам это предъявили эти 12 раз, я спросил: «А сколько можно?», на что директор ответил: «Ну, два, три раза». Но программа все-таки не вышла в эфир.
Почему программа прекратила существование?
К сожалению из-за смерти Сэра. Нам поступил заказ от «НТВ-кино» на съемку сериала. Было снято 80 процентов сериала, и в этот момент, Сэр трагически скончался.
Он оказался незаменимым?
Смерть выбила все и всех из колеи. Снято 80% сериала и нет человека. Снимать без него…? Поступают предложения и сейчас, но как снимать без Сэра? Он мог просто молчать в кадре, сидеть и молчать, и этого было достаточно…
Как сейчас вы относитесь к юмору на телевидение?
Смотрю такие передачи, как «Камеди Клаб», «Большая Разница». Они вызывают, с одной стороны гордость, за то, что мы уже это делали намного раньше, а с другой стороны обидно, что такой текст как говорят они, мы тогда не могли произносить в эфире. И конечно техника и финансирование. Если очень просили нам давали 100 купонов на тортик для съемок. Это было целое дело пойти в бухгалтерию и выписать эти деньги.
Почему сейчас на харьковском телевидении нет подобных программ?
Потому, что все тупые. Это никому не нужно.
Если с телевидением все ясно – нет финансирования, все тупые. Но есть Интернет – новое пространство, где можно поддерживать диалог со своей аудиторией. Не пробовали осваивать?
Нет. У меня сейчас немного не та работа. Я все-таки хирург. Чтобы заниматься этим – нужны деньги, а платить никто не хочет.
Ты продолжал идею «Батуалло», издавал одноименный журнал. Что случилось с бумажной «Батуаллой»? (Вопрос к Сергею Кривуле).
Журнал выходил почти год, деньги давали, но как оказалось, в цепочки было пару людей,которые деньги тупо пи…ли, как обычно. Когда спи…ли процентов 60, стало понятно, что так жить нельзя.
Сколько номеров журнала вышло?
Семь или восемь.
Что бы вы пожелали нынешнему поколению ценителей юмора?
Чтобы молодежь увидела это и поняла, что в Харькове, подобные передачи делали далеко до всяких «Камеди Клабов», а для тех, кто постарше, чтобы они вспомнили, посмеялись и просто получили удовольствие.