Будь проклят, июль! Моноспектакль, который заставляет переосмыслить жизнь
«Каждый день мне не хватает тишины. Тихо... Тихо...
Если остановить внутренний диалог, я смогу услышать себя.
Любовь - это всегда поступок»
«Будь ты проклят, паршивый июль,
будь ты навеки проклят, месяц июль!»
Если вы хотите отдохнуть, посмеяться или убить время, вам не нужно идти на «Июль». Но, на мой взгляд, это очень стоящая пьеса, ее стоит посмотреть ценителям и любителям театра, и особенно тем, кто интересуется современной драматургией. Спектакль был отобран «Международным смотром молодой украинской театральной режиссуры» (2011 г.) как лучший в Украине.
Те, кто что-то слышал об Иване Вырыпаеве, знают, чего ожидать от его спектаклей и фильмов. В 2006 вышла его дебютная кинокартина «Эйфория», где он выступил и режиссером, и автором сценария. Фильм снят в ярких красках, воспринимается отдельными картинками, сменяющими одна другую, и это отвлекает внимание зрителя от агрессивного и очень реалистичного сюжета: муж из ревности пристреливает любовника своей жены, и тот, находясь с ней в лодке, прикрывает возлюбленную своим телом… Лодка, полная крови, уходит на дно. Второй лентой молодого драматурга и режиссера был «Кислород» (2009). Это не только красиво снятая история любви провинциального парня и девушки из столицы, это, в первую очередь, авторская интерпретация десяти заповедей. И это, как и все работы Вырыпаева, - размышление о Боге, смерти, любви.

Такое обширное предисловие нужно для того, чтобы подвести к спектаклю «Июль», поставленному по пьесе Ивана Вырыпаева Харьковским экспериментальным театром «Котелок». На него не стоит приходить неподготовленным и, на мой взгляд, нужно знать и принимать манеру автора. Это и чрезмерная агрессивность, и реалистичность, и излишняя натуралистичность его текстов. «Июль» был поставлен именно как текст: читается вся пьеса – от ремарок до слов санитарки, чтобы актер, исполняющий главную и единственную роль, не сросся с персонажем, чтобы не перейти ту грань, когда на сцене мы видим уже не образ, а самого героя пьесы.
«Июль» - это моноспектакль. На сцене мы видим только Владимира Снегурченко – исполнителя главной роли и режиссера в одном лице. Свечи, колокольчик, распечатанный текст, стул и железная кочерга – реквизит и все декорации. Стоит отметить, что Снегурченко необыкновенно пластичен, он, пропуская весь текст через себя, иногда как будто «выныривает» из пьесы, чтобы не было так страшно, чтобы зрители успевали отойти от шока, который вызывает уже одно начало спектакля: «Сгорел дом, а в доме две собаки. Одна — черная, сука, дворняжка, а вторая — овчарка, полугодовалый кобель. Держал обеих в сарае, взаперти, чтобы они, не убежали, пока не доделаю забор вокруг дома, осталось -то метров пять протянуть проволоки, и все готово, но тут пожар, дом как картонка сгорел минут за двадцать, и сарай, и собаки, и все нажитое за долгие годы имущество, и документы, и деньги, и все мои планы на будущее, все обратилось в серый пепел, ничего не осталось, только я и июль месяц, посреди которого и сотворилась со мною вся эта беспощадная дребедень».

Петр – главный герой пьесы, шестидесятитрехлетний сумасшедший. Он убивает соседа и отправляется из своей родной деревни в Саратов на поиски дурдома. В городе он убивает бомжа, заходит в монастырь и расправляется с отцом Михаилом, давшим ему временный приют. И только после этого Петр попадает в психбольницу. На этом его похождения не заканчиваются. Спустя 6 лет с начала его заточения появляется санитарка Неля. Ей он сказал первые за эти шесть лет слова. Ее он воспринимает как любовь детства – некую Жанну М. со странными ногами. И ее он от любви съедает. Только после этого наш герой, забитый до смерти, находит покой.
Сложно пересказать сюжет «Июля», ведь нельзя буквально воспринимать его как историю о маньяке, каннибале, душевнобольном. Это нужно видеть, в «Июль» нужно погрузиться. Вырыпаевские работы, как и всегда, заставляют задуматься, шокируют, но, ни в коем случае, не оставляют равнодушными. А если объединить их с тонкой, прочувствованной актерской и режиссерской работой Владимира Снегурченко, получается философский спектакль, который заставляет задуматься – об одиночестве, Боге, принятии или непринятии мира тобой и тебя миром.

Стоит отметить, что после спектакля художественный руководитель театра «Котелок» Владимир Гориславец предлагает всем желающим поучаствовать в обсуждении, задать интересующие вопросы или просто высказать свое мнение. Он отмечает, что все пожелания учитываются, чтобы улучшить, усовершенствовать постановку. А неоднозначный «Июль», безусловно, требует обсуждения.