Украинский фильм в нашей стране – это «Обычное дело». Выходит в прокат с 7 февраля

Четверг , 7 февраля 2013, 11:59
Украинское кино переживает свой прокатный ренессанс. По крайней мере, так утверждает плеяда отечественных режиссеров, которая засучила рукава и собственноручно это кино воскрешает. В 2012 году таким первопроходцем украинских кинотеатров стал Ильенко с картиной «Тотктопрошелчерезогонь».
Украинский фильм в нашей стране – это «Обычное дело». Выходит в прокат с 7 февраля

И хотя по итогам проката картина не отразила собственного бюджета, первый камень, как говорят, заложен. В 2013 году в прокате должно появиться сразу несколько украинских фильмов, полностью или частично финансируемых государством. Первым украинским фильмом на прокатной ниве, растущей на западных кассовых хитах, должен стать фильм Валентина Васяновича «Обычное дело». Его можно будет увидеть в кинотеатрах с 7 февраля.

В центре истории – человек в «кризисе среднего возраста». Психоаналитик Толик теряет работу и впадает в апатию. Творческая душа главного героя тянется к поэзии, зато к стихам Толика не тянется ни одно издательство. Прагматическая жена его душевных мук не понимает, а депрессивному поэту помогает лучший друг Славик – аферист и знаток того, как сделать деньги из ничего. Ряд происшествий, которые переживает главный герой, наталкивает его на новые стихи, которые звучат закадровым монологом, будто аккомпанируя происходящее на экране. «Обычное дело» – это трагикомедия, в которой режиссер акцентирует внимание на типичности данной ситуации для современного общества. Звезд с неба главный герой не хватает, фейерверков, страсти и гонки в ленте так же не найти. Ведь кино о жизни, следовательно, имеет свой жизненный финал.
 
Свой дебют Васянович снимал еще с 2008 года. «Обычное дело» задумывалась как короткометражный фильм в 2006-м, но во время учебы в школе польского режиссера Анджея Вайды автор переписал сценарий под полный метр. Уже летом-2012 картина была готова, и состоялась украинская премьера на Одесском международном кинофестивале. Как результат, лента получила преимущественно поощрительные призы – отличие международного жюри «За шаг к возрождению украинского кино», и награда «Дон Кихот» от Международной федерации киноклубов (FICC).
 
Сейчас дело за украинским зрителем. Продюсеры обещают киносеансы в 38 кинотеатрах Киева, Львова, Одессы, Харькова, Днепропетровска, Ивано-Франковска в течение пяти недель. Руководитель продюсерского центра Insightmedia Владимир Филиппов не раз обращал внимание на скромную промо-кампанию и жесткую конкуренцию с американскими фильмами: «В связи с этим невозможно прогнозировать ни сборы, ни зрительскую активность. Знаю точно, что фильм Васяновича зрителям будет гораздо ближе, ведь это о нас ».
 
Принцип «мы-для-нас-про-себя» в ленте воплощен сполна. Особенно здесь видится сатира на Верховную Раду и политическую ситуацию в стране, которую друг главного героя озвучивает в собственной бизнес-стратегии: «В бизнесе нужно мыслить глобально. Сначала надо написать программу. Так... «Энергетическая безопасность Украины»... Под эту программу государство выделяет финансирование. Потом... ». Далее идет откровенная чушь...
 
Едва ли не наибольший резонанс получил фрагмент с режиссером Михаилом Ильенко, сыгравшим эпизодическую роль в картине. В психбольнице герой Ильенко – больной, который не заходит в палату, пока не щелкнет выключателем 129 раз, чтобы спасти мир от апокалипсиса. В этот эпизод каждый закладывает свой символизм: для поклонников Ильенко предстает эдаким спасителем мира украинского кинематографа, суровые же критики в данном эпизоде видят метафору больной уверенности некоторых украинских художников в значимости собственных произведений. Как утверждает режиссер, работая над сценарием, в этой роли он видел исключительно Михаила Герасимовича, и тот даже получил гонорар за свою работу.
 
В целом оценивать фильм удается сразу с двух позиций. В узко тематической украинской киноиндустрии «Обычное дело» имеет шансы занять свою нишу на скамье нового поколения украинских лент. Но, если рассматривать картину глобально, то огрехи выскакивают один за другим. Актерская игра здесь представлена в чрезмерной театральности, ведь имеет шаблонный и четко артикулированный акцент. Современные актеры способны работать на 15-й ряд, но не на камеру, и это печально. Не избежали создатели  и откровенно банальных ситуаций, таких, как пышные похороны, на которых хоронят собачку – прихоть богачей, или аллюзия на бывшего мэра Киева Черновецкого. Неестественность диалогов, усиленная литературным украинским языком главных героев. Впрочем, режиссер этот прием недостатком не считает: «Это моя позиция. Суржик является моветоном и популяризировать его я отказываюсь: люди должны говорить на правильном языке». Размышления главного героя и те выводы, которые он выдает за жизненные мудрости, то ли в силу ограниченности Толика, то ли от плохо прописанного сценария, предстают набором клише и тривиальных умозаключений, собственно так же, как и поэзия горе-художника. Возможно, именно такого эффекта добивался Васянович – не создавать нового украинского героя, а заснять украинского обывателя, простого, несколько банального Толика. Если так, то с задачей он справился, вот только горчит от этого уже на середине фильма.