В рамках «Театроника» в Харькове показали спектакль по произведению нобелевского лауреата Светланы Алексеевич

Светлана Хлестова  |  Вторник , 3 ноября 2015, 08:39
Спектакль «Время Секонд-хэнд» открыл третий день Международного театрального фестиваль «Театроник».
В рамках «Театроника» в Харькове показали спектакль по произведению нобелевского лауреата Светланы Алексеевич

В 2015 году впервые представитель независимой Белоруссии стал лауреатом Нобелевской премии по литературе.  Светлана Алексиевич родилась в 1948 году. По образованию она журналист, многие годы работала в газетах и журналах Белорусской ССР.

В 1985 году выпустила книгу «У войны не женское лицо» — собрание монологов женщин, переживших войну. Фаворитом Нобелевской премии по литературе Светлана Алексиевич впервые стала в 2013 году. Тогда в Швеции вышла ее новая книга «Время Секонд-хэнд». Премию Светлана Алексеевич получила спустя два года.

Именно поэтому вокруг ее фигуры разыгрались нешуточные споры. А спектакль, который Могилевский театр драмы сыграл на Малой сцене Харьковского Дома актера, был тем интереснее.

Постановка, с одной стороны, очень личная, а с другой, - затрагивает общечеловеческие темы войны и мира, жизни и смерти. Первая часть посвящена теме Советского Союза и почти полностью состоит из воспоминаний офицера НКВД: неприглядных, темных воспоминаний о войне, о казнях, о пытках. А еще о том, что история циклична.

Вторая часть спектакля – монологи двух женщин: пережившей теракт в Московском метро в 2004 году девушки и ее матери. Очень личный, но адресованный публике. Монолог, который не просто повествует историю, а побуждает к ответным действиям.

Обе части перекликаются: ведь в двух монологах герои рассуждают о виновности и невиновности, палачах и жертвах, о том, почему на просторах постсоветского пространства после развала Союза все происходит именно таким образом, и о том, чем все это может закончиться.

Несмотря на минимализм во всем: декорациях, костюмах, художественных приемах, спектакль смотрится на одном дыхании. Он не просто проносит перед глазами зрителей две эпохи, но и заставляет задуматься. Извечные вопросы о том, кто виноват и что делать, звучат в спектакле по-новому.