История брейк-данса

bboy Da4nik  |  Четверг , 16 июля 2009, 15:53
Что такое брэйкданс? Где и когда появился? Просто спорт ли это или все-таки танец? Смогу ли я заняться им или это - только для избранных? Какие есть движения? Как они выглядят и называются? Зачем нужны эти долгие и изнуряющие тренировки? И что, наконец, это всё значит? Эти вопросы задают себе (и не только) многие молодые люди, так или иначе имеющие контакт с брэйкдансом. "Брэйк - это целый мир" - так утверждают поклонники этого непонятного и часто сумасшедшего танца. "Нет,- говорят другие,- брэйк - это гораздо больше!".
История брейк-данса

    Обратите внимание: Большое количество рассказов и идей, касающихся истории брейкинга, являются популяризованными СМИ россказнями. По всей видимости, брейкдансинг имеет прямое отношение к городскому стрит-джазу. Брейкинг, каким мы знаем его сегодня, появился в Нью-Йорке в конце семидесятых–начале восьмидесятых годов двадцатого века; на этот счет, однако, существует несколько точек зрения: так, многие считают, что в это же время брейкинг появился и в Лос-Анджелесе. И все же большинство твердо убеждено, что брейкинг имеет нью-йоркское происхождение. Пионеры этого танца (Crazy Legs, Mr. Freeze, Spy, Nigga Twins и т.д.) говорят, что на би-боев могли повлиять другие танцы, которые люди часто ассоциируют с брейкингом – например, капоэйра (известно, что многие би-бои черпают вдохновение из старых фильмов о кун-фу). Однако нельзя сказать, что би-боинг развился исключительно из этих танцев. Пионеры брейкинга в основном были молодыми неграми или испанцами из низших социальных слоев и жили в густонаселенных городских местностях.

Этимология названия

     Пионеры танца никогда не использовали для его обозначения термин «брейкдансинг». Это слово появилось в восьмидесятых годах, когда танец превратился в феномен средств массовой информации. David Toop (1991) описывает брейкдансинг как адаптацию брейка - танца, популярного до того, как его заместил фрик, рожденный композицией Chic «Le Freak» в 1978 году, но вновь развившегося благодаря деятельности Crazy Legs, Frosty Freeze и Rock Steady Crew. Также он отмечает, что «слово брейк или брейкинг – это музыкальный и танцевальный термин, у которого древнее прошлое. Некоторые старые мелодии, например, «Buck Dancer's Lament», содержали двухтактовую музыкальную паузу в каждых восьми тактах – своего рода перерыв, вставляемый для того, чтобы танцоры имели возможность продемонстрировать серию импровизированных танцевальных степов». Однако в документальном фильме «The Freshest Kids» пионер хип-хопа Kool Herc утверждает, что название «брейкинг» произошло от сленгового термина «брейк», означающего, что у кого-то «съезжает крыша» - как у тех танцоров, которых заводит драйвовый ритм. 
     Термин «би-бой» придумал в 1969 году в Нью-Йорке DJ Kool Herc. Когда Kool Herc диджеил, то выкрикивал фразу «b-boys go down!», после которой брейкеры начинали танцевать. В этом же году James Brown записал песню «Get on the Good Foot», которая склоняла танцоров к энергичному акробатическому танцеванию, и активизировался легендарный Afrika Bambaataa, продвигавший слово о новой культуре в массы. Многие олдскульные брейкеры предпочитают, чтобы их называли би-боями. «Би-бой» был первоначальным термином, которым тусовка обозначала танцора городского стиля, термин «брейкдансер» же использовался в основном средствами массовой информации. «Би» в слове «би-бой» не является каким-то конкретным словом и скорее всего обозначает либо «буги», либо «Бронкс», либо «брейк». В наши дни танцовщиц брейкинга называют «би-гел».  Скорее всего, «би» в слове «би-боинг» НЕ ЯВЛЯЕТСЯ сокращением «бугалу». Стиль бугалу развивался на Западном Побережье и имеет отношение к танцевальной сцене фанка, а не к би-боингу и хип-хопу, несмотря на то, что эти две культуры в конечном итоге перемешались. Фанк стайлинг, или поппинг, является совершенно другим танцем с корнями в Калифорнии и принадлежит фанковой сцене; к Нью-Йорку и хип-хопу он не имеет никакого отношения.

Танец
 

       В своем первоначальном виде брейкдансинг имел три отличные друг от друга формы: брейкинг, дансинг и поппинг. Брейкинг зачастую ассоциируется с поппингом, который, однако, отличается от него и является элементом фанковых стилей, разввшихся независимо от брейкинга в Калифорнии в последней четверти двадцатого века. Сейчас каждое телодвижение в танце относится к тому или иному стилю, технике или жанру брейкинга. Другие стили танца, имеющие связь с брейкингом – это апрок, локинг, таттинг, бугалу и ликвидинг. Однако все эти стили – не то же самое, что брейкдансинг, хотя их часто объединяют друг с другом. 
       Брейкдансинг – слишком молодое явление, чтобы считать его народным танцем. Кроме того, уличные танцы являются живой и развивающейся формой искусства, а народные танцы в существенной мере ограничиваются традициями. В начале своего существования брейкдансинг был социальным танцем, но в последние годы благодаря средствам массовой информации превратился в танец исполнительный.
       Брейкдансеры часто называют любое танцевание, происходящее на поверхности, «даунроком», в противоположность «апроку» или «топроку». Танцоры обычно начинают выступление с топрока и затем спускаются на нижний уровень, исполняя «6-степ» или другую комбинацию перехода. После этого они могут исполнить комбинации пауэрмувов (пауэрмув – атлетическое движение, выполняемое за счет силы, например, прыжки или вращения тела на руках). Завершив демонстрацию техник, брейкдансер обычно заканчивает танец «фризом», застывая в причудливом положении. Быть успешным брейкдансером означает обладать стайлом. Би-бои постоянно ведут споры о том, у кого «больше» стайла (стиля). Поскольку брейкингу может научиться любой человек, танцоры должны отличаться друг от друга: в этом им и помогает стайл. При его помощи брейкдансер может повергнуть своего соперника на баттле и таким образом одержать победу.

Бэттлы

        Битвы в брейкдансинге происходят повсеместно. Бэттлом называется состязание, в ходе которого танцоры сражаются на танцполе, не касаясь друг друга. Они образуют круг и демонстрируют свое превосходство при помощи стиля, сложных комбинаций и атлетических движений. Обычно бэттлы проводятся между двумя соперничающими командами. Среди самых известных команд брейкеров Zulu Nation, Rock Steady Crew (RSC), Style Elements, Furious Styles Crew, Dynamic Rockers, Problems Kru, Ichigeki, Repstyles, Team OHH, Fireworks, Havikoro, The Furious Five и Airforce Crew.Сегодня самые серьезные бэттлы обычно проводятся в рамках спланированных брейкдансинг-мероприятий и являются этапами соревнования в определенном стиле за денежные призы. Часто бэттлы организуются на коммерческой основе: командам платят, чтобы они выступали. Нередко на мероприятиях происходят спонтанные бэттлы.
        Крупнейшее ежегодное соревнование – Battle of the Year (BOTY). Оно проводится в Германии с 1990 года и собирает команды со всего мира. Несмотря на свое название (Битва Года), BOTY основана на хореографических выступлениях. После того, как судьи их оценивают, финалисты состязаются за право называться чемпионами мира в последнем бэттле. Определяются также второе, третье и четвертое места. В последние годы в BOTY побеждали Франция, Корея, Германия и Венгрия. Хотя США занимали первые места в прошлом, сейчас почетные места достаются им нечасто. Это объясняется тем, что соревнования в США почти всегда представляют собой бэттлы, в других же странах объектом оценки являются отрепетированные постановки.
 

Мода

   Мода играет большую роль в индивидуальности брейкдансера. Многие танцоры прошлого носили обувь «Адидас» с толстыми шнурками. Самые серьезные би-бои выбирали себе одинаковые шапки, верхнюю одежду и обувь. Этот стиль демонстрировал командное единство и был призван впечатлить команду противника. Также би-бои одевались в нейлоновые спортивные костюмы, которые были модными и носкими. Благодаря их скользкой поверхности вращаться на полу было гораздо легче, чем если бы танцоры носили хлопок. Популярный образ брейкдансера восьмидесятых годов всегда включал в себя выступление на улице под аккомпанемент бумбокса. 
    Современные би-бои одеваются не так, как би-бои восьмидесятых, но одно правило осталось неизменным: одеваться надо модно, ярко, «свежо». В силу того, что би-боинг как искусство распространился из центральных частей городов в окраины и стал предметом увлечения разных социальных групп, появились разные представления о том, что такое «одеваться модно». Сейчас по-прежнему носят канголы, а свободные спортивные брюки и нейлон танцоры сочетают с кедами и спортивными головными уборами. В конце девяностых годов двадцатого века по сцене брейкдансинга распространились бейсболки, после чего их снова стали носить и в мейнстриме поп-культуры. 
    Сегодня есть танцоры и команды, которые одеваются даже в готическом и –панк стиле; их бунт против системы танца основан на непонимании того факта, что истинная суть брейкинга остается с теми, кто сохраняет традиционные представления о би-боях и би-боинге. Большинство таких альтернативных брейкеров танцуют модные акробатические, мягкие, эластичные стили, которые не принадлежат к настоящему би-боингу из-за того, что им недостает важных деталей. Быть би-боем значит слушать музыку и демонстрировать ее ритм в своих степах и движениях. У сверхсовременных би-боев нет способности исполнять движения под музыку, и они в большинстве своем работают на публику, а не двигаются ради ритма. Многих таких брейкеров, не знающих основ, истины танца, называют «интернетными би-боями», по-японски «отаку»: большую часть того, что они учат, они учат при помощи интернета и видеоклипов, а не на реальных уроках, полноценно передающих знание от поколения к поколению. 

СМИ

     В восьмидесятых годах прошлого века с легкой руки поп-культуры и MTV брейкдансинг проделал путь из окраин городов США во весь мир и стал международным культурным феноменом. Такие музыканты как Майкл Джексон распространили весть о стиле брейкдансинга в своих музыкальных клипах. Росту популярности брейкинга способствовали и фильмы: Flashdance, Wild Style, Beat Street, Breakin' и Breakin' 2: Electric Boogaloo. Сегодня многие би-бои и бывшие брейкеры разочарованы крикливой рекламой СМИ, которые превращают танец в деньги и концентрируют внимание людей исключительно на пауэрмувах.