Кино появилось случайно и сразу стало бизнесом
В кинотеатре «Боммеръ» прошла увлекательнейшая лекция от историка киноискусства, режиссера документальных фильмов Сергея Гавриленко.
Сергей давно и с любовью изучает кино, поэтому, кажется, знает о нем абсолютно все. Но больше всего его интересы лежат в плоскости исследования археологии кинематографа.
За всего два с половиной часа он смог рассказать историю появления всеми любимого времяпрепровождения в красках.
Лекция сопровождалась тематическими слайдами и даже демонстрацией работы старинных киноприспособлений.
Как оказалось, кино в его первичном варианте, даже, точнее, сам намек на кино теперешнее, появился случайно. А именно: один монах, сидя у себя в келье, нарисовал чертика на листке пергамента и прикрепил картинку к масляному фонарю.
Картинка прилипла к стеклу фонаря и на противоположной стене появилась тень с изображением, которая в придачу ко всему за счет колебания огня еще и двигалась. Такое призрачное видение совершило настоящий переполох в монастыре, напугав до смерти обитателей.
Забавно было узнать, что и первые экранные проекции были созданы для устрашения людей. А первым жанром была мистика.
Страх, как известно, самое привлекательное ощущение для человека, которое взяли на вооружение тайные сообщества из духовенства.
Сергей Гаврилов
С помощью примитивных экранных проекций они демонстрировали картины страшного суда, призраков и прочее, тем самым манипулировали массами, принуждая к покаянию, уплате десятины и покорному служению церкви.
И сразу же первый вид кинематографа превратился в бизнес, через столетия меняя свое лицо и становясь доступным развлечением, приносящим индустрии кино ежегодно миллионы долларов.
Во время перерыва между частями лекции посетители с восторгом рассматривали «Флип-книги», стеклянные картинки к «Волшебным фонарям», модель «Праксиноскопа» и «Мутоскопа».
На мастер-классе присутствовал Владимир Миславский – известный в Харькове киновед и телеведущий, который с интересом слушал своего коллегу, без устали отвешивавшего время от времени реверансы в его сторону.
Появление такой фигуры как Миславский говорит о том, что мероприятие действительно стоящее не только для любителей кино, а и для людей, серьезно интересующихся кинематографом как наукой.
Владимир Миславский
Действительно, мастер-класс оказался весьма содержательным, очень много тем было затронуто за весьма короткое время и, тем не менее, ввиду доступности изложения и наглядности большинство слушателей-профессионалов унесли с собой массу полезной и прикладной информации.
В конце же лекции все присутствовавшие отправились в прошлое благодаря просмотру фильма Чарли Чаплина «Его доисторическое прошлое» на проекторе с ручным приводом 1929 года.
При этом использовалась пленка того времени. Согласитесь, подобный раритет не может не вызвать восхищения.
По словам Сергея Гаврилова, помимо осуществления множества других проектов у него есть задумка проводить киносеансы ретро-картин на оригинальных пленках.
Аудитория отреагировала на подобное заявление с неподдельным интересом, многим хотелось бы побывать на подобном киносеансе, так что, возможно, в ближайшее время идея киноведа воплотится в жизнь и современный зритель будет иметь возможность прикоснуться к истории кино, почувствовать дух времени, запечатленный на старинных кадрах.