Кино появилось случайно и сразу стало бизнесом

Воскресенье , 24 марта 2013, 01:16
Проект «Харьковская сирень.P.S» подарил харьковчанам необычный мастер-класс, на котором у посетителей была возможность узнать больше о кино, о том, как и почему оно возникло, какой путь преодолел кинематограф от «волшебных фонарей» до современных технологий 3d и i-max.
Кино появилось случайно и сразу стало бизнесом

В кинотеатре «Боммеръ» прошла увлекательнейшая лекция от историка киноискусства, режиссера документальных фильмов Сергея Гавриленко.

Сергей давно и с любовью изучает кино, поэтому, кажется, знает о нем абсолютно все. Но больше всего его интересы лежат в плоскости исследования археологии кинематографа. 

За всего два с половиной часа он смог рассказать историю появления всеми любимого времяпрепровождения в красках.

Лекция сопровождалась тематическими слайдами и даже демонстрацией работы старинных киноприспособлений.  

Как оказалось, кино в его первичном варианте, даже, точнее, сам намек на кино теперешнее, появился случайно. А именно: один монах, сидя у себя в келье, нарисовал чертика на листке пергамента и прикрепил картинку к масляному фонарю.

 

Картинка прилипла к стеклу фонаря  и на противоположной стене появилась  тень с изображением, которая в придачу ко всему за счет колебания огня еще и двигалась. Такое призрачное видение совершило настоящий переполох в монастыре, напугав до смерти обитателей.       

Забавно было узнать, что и  первые экранные проекции были созданы для устрашения людей. А первым жанром была  мистика.

Страх, как известно, самое привлекательное ощущение для человека, которое взяли на вооружение тайные сообщества из духовенства. 

Сергей Гаврилов

С помощью примитивных экранных проекций они демонстрировали картины страшного суда, призраков и прочее, тем самым манипулировали массами, принуждая к покаянию, уплате десятины и покорному служению церкви.

И сразу же первый вид кинематографа превратился в бизнес, через столетия меняя свое лицо и становясь доступным развлечением, приносящим индустрии кино ежегодно миллионы долларов.

 

Во время перерыва между частями лекции посетители с восторгом рассматривали «Флип-книги», стеклянные картинки к «Волшебным фонарям», модель «Праксиноскопа» и «Мутоскопа».

На мастер-классе присутствовал Владимир Миславский – известный в Харькове киновед и телеведущий, который с интересом слушал своего коллегу, без устали отвешивавшего время от времени реверансы в его сторону. 

Появление такой фигуры как Миславский говорит о том, что мероприятие действительно стоящее не только для любителей кино, а и для людей, серьезно интересующихся кинематографом как наукой. 

Владимир Миславский

Действительно, мастер-класс оказался весьма содержательным, очень много тем было затронуто за весьма короткое время и, тем не менее, ввиду доступности изложения и наглядности большинство слушателей-профессионалов унесли с собой массу полезной  и прикладной информации. 

 

В конце же лекции все присутствовавшие отправились в прошлое благодаря просмотру фильма Чарли Чаплина «Его доисторическое прошлое» на проекторе с ручным приводом 1929 года.

При этом использовалась пленка того времени. Согласитесь, подобный раритет не может не вызвать восхищения.

По словам Сергея Гаврилова, помимо осуществления множества других проектов у него есть задумка проводить киносеансы ретро-картин на оригинальных пленках.

Аудитория отреагировала на подобное заявление с неподдельным интересом, многим хотелось бы побывать на подобном киносеансе, так что, возможно, в ближайшее время идея киноведа воплотится в жизнь и современный зритель будет иметь возможность прикоснуться к истории кино, почувствовать дух времени, запечатленный на старинных кадрах.