Сергей Лозница: «Если бы я думал о том, кто будет смотреть фильм, я бы вообще ничего не сделал»

Ирина Ильина, Фотограф: Ольга Иващенко  |  Суббота , 21 июля 2012, 14:10
19 июля в рамках Одесского международного кинофестиваля состоялась пресс-конференция известного кинорежиссера Сергея Лозницы, который привез на фестиваль свой фильм о войне «В тумане», снятый по повести Василя Быкова.
Сергей Лозница: «Если бы я думал о том, кто будет смотреть фильм, я бы вообще ничего не сделал»

 

По прогнозам специалистов эта кинолента является одним из фаворитов кинофестиваля и претендует на победу. Фильм «В тумане»участвовал в основной конкурсной программе 65-го Каннского кинофестиваля, где был удостоен специального приза – ФИПРЕССИ. Также в пресс-конференции участвовали продюсеры фильма – Хайнс Декерт (Германия) и Валентина Михалева (Россия).

Сюжет фильма разворачивается в 1942 году, Белоруссия оккупирована немецкими войсками. В ходе расследования дела о подрыве поезда немцы арестовывают путевого обходчика Сущеню, но затем неожиданно отпускают. Местные жители начинают подозревать того в сотрудничестве с захватчиками. Двое партизан уводят Сущеню в лес, где собираются убить его как предателя. На пути к месту казни они попадают под обстрел, и у Сущени появляется шанс доказать свою невиновность.

Кинолента «В тумане» снята с эффектом десатурации – затемнение картинки, что позволяет приблизиться к цветному изображению того времени.

На вопрос журналистов «Почему война? Почему Василь Быков?», Сергей Лозница ответил: «Думаю, не мешало бы вернуться к тому времени. Вряд ли мы все понимаем, что происходило тогда. Ведь то, что происходило, влияет на нас сейчас. К тому же я десять лет собирался снять кино по повести Василя Быкова. А если какая-то тема так долго не отпускает,  значит, нужно снимать».

А продюсер Валентина Михалева добавила, что картина не о войне, а, скорее, о предательстве и о невозможности доказать свою невиновность, и что сейчас это очень важная, смелая тема. «Нас сама жизнь заставляет быть смелыми, ведь что может быть страшнее, чем  жить в бывшем Советском Союзе?», – заметила российский кинопродюсер.

В мире кино Сергей Лозница известен, прежде  всего, как выдающийся режиссер документального кино, которое до сих пор остается его любимым жанром. «Как сказал Хичкок, в игровом кино: режиссер – это бог, а в документальном: бог – режиссер. И у меня есть счастливая возможность меняться с ним местами».

На вопрос о том, для кого этот фильм, Лозница ответил, как настоящий творец: «Это вопрос не к режиссеру, это вопрос к продюсерам. Если бы я думал о том, кто будет смотреть фильм, я бы вообще ничего не сделал. Что-то появляется не потому, что это уже ждут и к этому готовы. В противном случае никогда не получится ничего нового».

Разные мнения у аудитории вызвал финальный выстрел в фильме. У многих, в том числе и у арт-директора фестиваля Алика Шпилюка, возник вопрос: «Можно ли было оставить финал недосказанным и дать зрителю надежду?» И в этом случае режиссер Сергей Лозница продемонстрировал свою принципиальную позицию: «Отменить выстрел в конце фильма невозможно. Герой просто не мог поступить иначе. К тому же я считаю, что всегда нужно ставить точку. Это и есть позиция режиссера, его взгляд».