Действия правительства в решении проблем переселенцев не эффективны

Четверг , 28 июля 2016, 09:30
Переселенцы сегодня – это, прежде всего виденье государства, где и как перемещенные люди будут существовать через 10-20 лет. Стратегического плана пока нет даже в проекте.
Действия правительства в решении проблем переселенцев не эффективны

Говоря о переселенцах с Донбасса и Крыма, мы традиционно говорим об их основных проблемах: поиск работы и жилья. Хотя, на самом деле, за два года акценты несколько сместились, и, пожалуй, сейчас основная головная боль переселенцев ─ это жесткое ущемление их прав, и прежде всего, права на свободное передвижение.

Конечно, правозащитники не пускают ситуацию на самотек. Здесь мы говорим и о деятельности юристов «Станции «Харьков», и о деятельности Чугуевской правозащитной группы, и об организации «Право на защиту». Только за последние месяцы юристы этих организаций  предоставили сотни консультаций переселенцам. Кроме того, даже есть выигранные в апелляции дела, по приостановлению пенсионных выплат переселенцам.

И это важно,  чтобы в какой-то момент у тех, кто оказался в беде, нашлись те люди, которые рассказали, как себя защищать, и грамотно представили интересы человека. Но, с другой стороны, разве не государство, разве не правительство должно защищать интересы граждан?

— То, о чем мы говорим, — это принятие долгосрочной государственной стратегии по вопросам перемещенных лиц, проживающих на подконтрольной территории, и людей, которые остались жить в зоне конфликта, ─ комментирует правовой аналитик БФ «Право на защиту» Алена Виноградова. ─ Сейчас те акты, которые принимает правительство, нередко противоречат друг другу. Если бы был какой-то комплексный документ, который согласовали бы все министерства, если бы была единая стратегия, мне кажется, не было бы таких конфликтов и не принимались бы подзаконные акты, которые противоречат законам. Возможно, уже бы приступили к программам интеграции переселенцев, программам профессионального переобучения.

Сегодня речь идет, прежде всего, об изменениях в Постановлении №637 принятых в июне. Само по себе, это постановление было принято еще в 2014 году, и в общем и целом, отвечало нуждам того времени. Но 8 июня этого года Постановлением Кабмина №365 были внесены изменения, вызвавшие резкое осуждение общественности, и внесшие жуткую путаницу в жизнь переселенцев.

Новое постановление утвердило два порядка. Первый — о назначении и восстановлении социальных выплат переселенцам. Второе ─  порядок контроля за выплатами.

Суть в том, что переселенцы теперь смогут получать свои социальные выплаты не по той процедуре, по которой это делают другие граждане Украины. Утверждена отдельная процедура для переселенцев, которая гораздо сложнее, чем для других граждан. Иными словами, мы можем на сегодняшний день говорить от дискриминации перемещенных лиц в отношении возможности получения социальных выплат.

Переселенцам, кроме обычного пакета документов, нужно предоставить еще справку переселенца, подать заявление в орган соцзащиты и ждать, пока сотрудник соцзащиты придет к нему домой. Соцработник приходит домой к переселенцу и оформляет «Акт осмотра жилищно-бытовых условий». Причем есть ряд требований, как этот акт должен быть составлен и подписан.

 Дальше этот акт передается комиссии, которая будет решать, имеет ли право человек на социальную помощь или нет. 

Другие граждане страны не должны проходить через эту процедуру. Получается, что комиссия, полномочия которой установлены актом Кабинета министров, а не законом, будет решать, имеет ли право человек на заработанную пенсию или нет. При этом будет приниматься во внимание акт обследования жилищно-бытовых условий.  Совершенной загадкой остается, какое отношение к пенсии имеют жилищные условия.

Кроме того, таких переселенцев-пенсионеров имеют право проверять рабочие группы, которые состоят из представителей силовых структур: это и Национальная полиция, и МВД, и СБУ. Для пожилых людей – это ужасный стресс. И если молодые люди могут послать к черту и государство, и его мизерные выплаты, то старики, которые не могут прожить без пенсии, вынуждены это все терпеть.

Далее, если в органах соцзащиты появится информация о том, что человек позволил себе на некоторое время отлучиться, то фактически это будет основанием для того, чтобы эта рабочая группа выезжала, выясняла — есть человек или нет, и если его нет, то ему приостановят выплаты. Фактически это ограничение свободы перемещения по стране. Фактически это санкции за то, что человек уехал с места своего проживания.

И последнее. Вся эта законодательная канитель правительства была не согласована с местными властями. И, смешно сказать, но на местах порой даже бумаги нет, чтобы оформлять столько актов осмотра  жилищных условиях и прочего. Не говоря о том, что даже комиссии, которые должны заниматься переселенцами, не сформированы.

А ведь время тикает, людям необходимо платить за жилье, еду, лекарства каждый день. И если правительство и дальше будет работать в этом направлении, что будет с двумя миллионами переселенцев завтра?

Мы прошли этапы, когда в первую очередь шел массовый поток людей с Донбасса, когда шло первое поселение, адаптация, первая работа на новом месте. Когда можно было «перехватиться», когда власть еще имела право «пожарное» решение.

Наступил этап долгосрочных решений. Это то, как и где должно видеть государство перемещенных людей через 10 — 20 лет. Это готовая стратегия, это все уже описано, и нужно взять эти руководящие принципы и методические рекомендации и  воплощать в жизнь.