Правильное торможение в экстремальной ситуации. Важно знать

Александр Пак  |  Вторник , 30 ноября 2010, 12:40
Поскольку эти строки читают исключительно люди грамотные, любознательные и небезразличные к вождению, мы и рассматриваем, как правильно тормозить.
торможение

Сейчас в наши широты приходит зима, вместе со снегом и льдом. Они в свою очередь укроют большую часть дорог.

В таких условиях крайне важно научится быстро останавливать свой авто, если летом можно было надеяться на сцепные свойства шин с асфальтом, то зимой «ухватиться» за лед будет совсем непросто.

Рассмотрим пару приемов, которые помогут нам в жизни:

Первый способ – прерывистое торможение.

Важный вопрос: в чём смысл прерывистого торможения?
Сформулировав простыми словами - позволить колесу, потерявшему сцепление с дорогой, вновь «поймать» контакт с покрытием.

Правило использования торможения описал бы так: «тормози как обычно, но только почувствуешь «юз», мгновенно переходи на прерывистое торможение.»
Тогда Ваш стиль вождения будет гораздо меньше вызывать раздражения со стороны окружающих вообще... и жены в частности -)

Прерывистое торможение (как и внедрение системы ABS) – это попытка «научить» массы, технически простым, но довольно эффективным действиям, повышающим безопасность.

Общеизвестно, что торможение наиболее эффективно на грани срыва сцепления колеса и покрытия дороги. Как эта грань ищется в реальных условиях?

Очень просто: плавным увеличением давления на тормозную педаль до наступления «юза». В момент наступления «юза», педаль отпускается и нажимается вновь так быстро, как только возможно, но «усилие срыва в юз» нога уже «знает», и это экономит время.

Продолжаем тормозить на грани срыва... Опять сорвались в «юз»? Ничего, повторим «отпустил-нажал», но уже точнее.

Таким образом, грамотное прерывистое торможение вовсе не сводится ни к регулярному «нажал-отпустил», ни к «дрожанию» ноги на педали в стремлении «подражать» глупой ABS, это должен быть осмысленный процесс поиска грани.

Сложно? Вовсе нет!
Всего-то один автоматизм надо набить: при срыве в «юз» быстро отпустил-нажал.

Кстати, при этом «отпустил» вовсе не означает «отпустил совсем». Этот термин должен звучать не «отпустил педаль тормоза», а «позволил колесу, поймать сцепление с дорогой».

Контроль за выполнением торможения на грани блокирования колес осуществляется с помощью так называемого «мышечного чувства». У разных водителей имеются значительные различия в возможностях корректировки мышечных усилий при экстренном торможении.

Другим осложняющим фактором является «механизм страха», который может затормозить проявление даже автоматизированных двигательных навыков и нарушить координацию движений.
Наиболее ярко выраженным проявлением «механизма страха» является торможение в критической ситуации при полностью заблокированных колесах.
Необходимо подавление этого проявления рефлекторной деятельности в виде дозирования усилия в зависимости от скорости автомобиля, коэффициента сцепления, дорожного покрытия, геометрии движения.

Прием «газ-тормоз» чрезвычайно эффективен на автомобилях с передним приводом и позволяет сохранить управляемость передних колес при интенсивном торможении рабочим тормозом, избежать блокирования управляемых колес, увеличить тормозное усилие. Торможение выполняется левой ногой, во время торможения правая нога продолжает дросселирование — открытый дроссель.

Второй не менее важный способ - торможение двигателем.

Торможение двигателем не дает большого эффекта замедления в чистом виде, поэтому часто игнорируется водителями. Однако его значимость существенна при управлении автомобилем в условиях низкого коэффициента сцепления и позволяет повысить устойчивость и управляемость автомобиля, его стабильность при экстренных маневрах.

Безопасное управление автомобилем требует, чтобы любой прием торможения выполнялся комбинированным способом, т.е. при включенной передаче. Торможение на нейтральной передаче в нормальных условиях следует расценивать как легкомысленное действие, а в сложных условиях — как опасное. У некоторых начинающих водителей выработан рефлекс: начиная тормозить, обязательно выключать сцепление. В основе такой привычки лежит ученическая боязнь заглушить двигатель. Но двигатель глохнет при частоте вращения вала менее 500-700 об/мин. Этому режиму на прямой передаче соответствует скорость 13-15 км/ч, поэтому выключать сцепление следует практически перед самой остановкой автомобиля.

Для эффективного торможения при движении на 4-й передаче необходимо одновременно с началом торможения перейти на З-ю передачу. По мере замедления автомобиля, как только скорость снизится примерно до 70 км/ч, следует перейти на 2-ю передачу. Однако многое зависит и от состояния поверхности дороги — так, в гололед или в дождь следует учитывать максимальную тормозную силу по сцеплению и не превышать ее. Начинать торможение на большой скорости нужно без применения тормозов, только за счет торможения двигателем.

Для компенсации динамического удара, возникающего при включении понижающих передач, выполняется некоторая пробуксовка сцепления.

Способ переключения передачи может быть ударным или мягким. Последний способ гарантирует устойчивость автомобиля в сложных ситуациях движения, особенно при низком коэффициенте сцепления шин с дорогой, но требует высокого уровня мастерства. Почти одновременно выполняются четыре действия: правая рука переключает передачу, левая рука корректирует траекторию рулем, правая нога обеспечивает торможение и перегазовку, левая — выключение и включение сцепления.

Очень вредной является избирательность: на сухой дороге тормозить только рабочим тормозом, на скользкой — еще и мотором.

Значительно безопаснее иметь выработанный навык смешанного торможения и применять его в любых условиях, чем создать себе стереотип «летнего» торможения и из-за имеющегося автоматизма применить его на льду или снегу.

Рекомендации:


1. В нормальных условиях старайтесь тормозить плавно, регулируя силу нажатия на педаль тормоза в зависимости от скорости движения — чем ниже скорость, тем слабее давление на педаль.
2. Перед торможением посмотрите в зеркало заднего вида.
3. Выключайте сцепление только перед самой остановкой автомобиля.
4. В безопасных условиях (а лучше с инструктором) отработайте навыки: импульсного торможения; торможения двигателем; выполнения перегазовки.
5. Корректируйте траекторию движения автомобиля при торможении рулем. Для компенсации заноса задних колес, следует прекратить торможение, выправить траекторию автомобиля, после чего продолжать торможение.
6. Разгружайте переднюю подвеску в конце торможения перед препятствием. Если не удается полностью остановиться, перед самым препятствием нужно заставить себя отпустить педаль тормоза. Тогда удар придется по разгруженной подвеске, что уменьшит вероятность поломки. Водители с хорошей реакцией могут дополнительно разгрузить подвеску быстрым нажатием на акселератор в момент преодоления препятствия передними колесами.


По материалам: auto.sumy.ua, ezda.ru
Фото: koleso-goda.ru, drive2.ru