Что такое судьба, и как с этим бороться?
Можно было бы по рекомендациям «профи», «экспертов», «тестов» написать список «осторожностей», которые возможно помогли бы избежать экстремальных и неожиданных ситуаций. Но мы пойдем иным путем.
Поверьте, Его Величество вовсе не выискивает лично Вас на дороге, он и без того достаточно занят и ленив, и хватает для развлечения первых попавшихся под руку.
Первое основное правило вашей безопасности: «Контроль за дорожной ситуацией».
К сожалению, почему-то вновь под «контролем» подразумевается только дистанция до впереди идущего автомобиля.
Не пренебрегайте зрительным контактом со всеми объектами движения, чаще перед маневрами смотри по зеркалам.
Про ПДД. Интересно, что действующие в США Правила официально, прямым текстом обязывают водителя нарушать ПДД, если того требует дорожная ситуация, и он может быть привлечен к уголовной ответственности за «наглое» соблюдение правил (интересный термин вышел), и тому есть прецеденты.
О внезапности. В абсолютном большинстве случаев термин «внезапность» подменяет «собственную невнимательность», или «недостаточный уровень контроля за дорожной ситуацией». «Если впереди идущий автомобиль совершает явно немотивированные действия, это означает, у него есть на то причины».
Другими словами, даже если вы плотно «сидите на хвосте» у фургона и ничего за ним не видите, и он, не показывая поворота, резко уходит в сторону, Вам очень желательно сначала «скопировать» его действия, а потом уж разбираться в причинах. А причин может быть много. Это и яма, и упавший груз, и поломанная машина, и перебегающий дорогу человек, и т.д.
Подчеркиваю, что «явно немотивированные» действия заметно отличаются от, скажем, «прозевал поворот», или «О, клиент!».
Об ответственности, или «кто виноват». Не будем пропагандировать свой подход, просто опишем. Речь идет вовсе не о «юридических уголовностях», а о собственном отношении к ДТП. Оно очень просто формулируется: «Что бы ни произошло – виноват сам».
Понимаете ли, можно по-разному относиться к вождению в принципе, можно быть «активным участником» и «здоровым звеном» на дороге, а можно делать только то, к чему обязывают ПДД. Важно быть тем самым «активным звеном», смотреть на процесс как бы со стороны, и не делить водителей на «профи», «чайников», «хамов», «недотеп».
Так, догадываюсь, что в нас может бродить масса микробов, желудочный сок не слишком привлекательный, и еще масса всякого разного, однако это вовсе не мешает относиться к себе вовсе не как к механической смеси всякой гадости. Так и дорожное движение стоит воспринимать как «жизнедеятельность» некоего организма.
Такой подход к ситуации и процессу в целом, не дает расслабляться, поддерживает живой интерес, превращает даже нудную дорогу в источник множества эмоций, причем в основном положительных, резко «уменьшает» количество «проблемных водителей» на дороге, способствует не только безопасности вообще, но нашей личной. А это совсем немало!
Самое время сделать плавный поворот от частного к общему:
О психо-эмоциональной подготовке водителей.
Распространенное мнение: «грамотное безопасное вождение начинается с правильной посадки за рулем». Мне кажется, не совсем так.
Основы безопасности лежат чуть глубже.
Основа основ - постараться понять и оценить роль, которую играет настроение, состояние, отношение к окружающим и т.д., вычленить из психо-эмоциональных факторов «врагов безопасности» и научиться с ними справляться. По классификации, «враги безопасности» делятся на:
физиологические (сонливость, усталость, приступ болезни, упавшая между ног горящая сигарета, ресница в глазу, залетевшая в салон оса, чебурек, съеденный в придорожном кафе, «чих» от души, но не вовремя и т.п.;
психо-физические (шок, стресс, торможение деятельности мозга и (или) центральной нервной системы в результате неожиданно возникших обстоятельств, таких как сиротливо стоящий на Вашей полосе поломанный автомобиль без опознавательных знаков, словом, все то, что вызывает резкий выброс в кровь адреналина и приводит к тому, что водителя «замыкает»
психо-эмоциональные ("куда прешь?!", "ну-ка, обгони!", "Я - на главной!", "ах, так?!? ну, тебе щас устрою!!" и т.п..
Наибольший интерес и полезность изучения представляет собой последняя группа.
От настроя безопасность зависит всегда, когда вы сидите за рулем. Это понятно, надо «лишь» научиться управлять своими эмоциями, и сделать в этом направлении первые шаги, потом - вам понравится, и «процесс пойдет».
Вторая группа - наиболее трудно контролируемые и управляемые процессы, однако, справиться с ними тоже можно.
В программу действовавших некоторое время назад закрытых частных курсах экстремального вождения был включен курс «Внезапность».
Конкретная задача: не допустить возникновения шока при внезапно появившемся перед водителем человека. Известно, что наезд на пешехода в большинстве случаев происходит именно в результате «шока внезапности», который блокирует применение даже многократно отработанных приемов экстренного маневрирования и торможения (кстати, в 90% случаев водитель уехавший с места наезда, не оказав помощь пострадавшему, делает это именно в состоянии шока, а вовсе не из-за своих низких душевных качеств).
Поразмыслив, нашелся простой и единственный путь для решения проблемы. Родилась гипотеза: «Шок возникает по причине того, что человек совершает наезд на пешехода, как правило, впервые. Еще до первого наезда на пешехода в подсознании водителя «сидит» весь ужас такой ситуации, многократно «проигранный» воображением и подкрепленный рассказами на это тему. Реально случившийся наезд мгновенно высвобождает накопившийся страх, что, в сочетании с реакцией на «дорожную внезапность», приводит к глубокому шоку».
Вывод напросился сам собой: «Чтобы грамотно среагировать на такую ситуацию, избежать шока и, соответственно, применить свои навыки и не допустить наезда, необходимо иметь «опыт сбития пешеходов». И действительно, уже после 3-4 сбитых пешеходов вырабатывается стойкий «иммунитет» к «шоку внезапности» вообще. Чтобы сэкономить на «учебных пособиях», был изготовлен тряпичный «макет» бомжа (очень натуральный!), который выбрасывался под колеса ничего не подозревавшего курсанта из-за необитаемой будки, рядом с которой намеренно располагался элемент скоростного маневрирования. Результаты были очень интересны и разнообразны: от традиционной полной блокировки всех колес до лопающихся тормозных шлангов и бесполезного при этом кручения руля вплоть до проворачивания шлицов и растрескивания корпуса рулевой колонки до судорожно дрожащей ноги на так и не нажатой педали тормоза...
Жестоко? Да, но лучше «задавить» муляж и пережить ожидаемый шок рядом с людьми, готовыми оказать помощь, чем столкнуться с такой ситуацией впервые и «живьем».
На примере пешехода, мы лишь смоделировали происшествие, на самом деле сюжетов масса, от «поцелуя» бамперами до «волчка» на ледовом катке. Основа и принципы действия одни – контроль и внимательность.
В заключении вывод: возможность управлять ситуацией - это ваше собственное достижение и работа над собой, процент вероятностей и случайностей уменьшается, и мы грамотно готовы оценивать, и что самое важное менять положение вещей на дороге.
По материалам: auto.sumy.ua