Что такое судьба, и как с этим бороться?

Александр Пак  |  Четверг , 2 декабря 2010, 11:47
Зачастую мы недооцениваем свои возможности влиять на происходящую ситуацию. Безусловно, очень уважаю Его Величество «Случай». И если он, на Ваш взгляд, играет определяющую роль, самое время попытаться оценить, каково же его влияние на самом деле.
судьба

Можно было бы по рекомендациям «профи», «экспертов», «тестов» написать список «осторожностей», которые возможно помогли бы избежать экстремальных и неожиданных ситуаций. Но мы пойдем иным путем.

Поверьте, Его Величество вовсе не выискивает лично Вас на дороге, он и без того достаточно занят и ленив, и хватает для развлечения первых попавшихся под руку.

Первое основное правило вашей безопасности: «Контроль за дорожной ситуацией».

К сожалению, почему-то вновь под «контролем» подразумевается только дистанция до впереди идущего автомобиля.
Не пренебрегайте зрительным контактом со всеми объектами движения, чаще перед маневрами смотри по зеркалам.

Про ПДД
. Интересно, что действующие в США Правила официально, прямым текстом обязывают водителя нарушать ПДД, если того требует дорожная ситуация, и он может быть привлечен к уголовной ответственности за «наглое» соблюдение правил (интересный термин вышел), и тому есть прецеденты.

О внезапности
. В абсолютном большинстве случаев термин «внезапность» подменяет «собственную невнимательность», или «недостаточный уровень контроля за дорожной ситуацией». «Если впереди идущий автомобиль совершает явно немотивированные действия, это означает, у него есть на то причины».

Другими словами, даже если вы плотно «сидите на хвосте» у фургона и ничего за ним не видите, и он, не показывая поворота, резко уходит в сторону, Вам очень желательно сначала «скопировать» его действия, а потом уж разбираться в причинах. А причин может быть много. Это и яма, и упавший груз, и поломанная машина, и перебегающий дорогу человек, и т.д.
Подчеркиваю, что «явно немотивированные» действия заметно отличаются от, скажем, «прозевал поворот», или «О, клиент!».

Об ответственности
, или «кто виноват». Не будем пропагандировать свой подход, просто опишем. Речь идет вовсе не о «юридических уголовностях», а о собственном отношении к ДТП. Оно очень просто формулируется: «Что бы ни произошло – виноват сам».

Понимаете ли, можно по-разному относиться к вождению в принципе, можно быть «активным участником» и «здоровым звеном» на дороге, а можно делать только то, к чему обязывают ПДД. Важно быть тем самым «активным звеном», смотреть на процесс как бы со стороны, и не делить водителей на «профи», «чайников», «хамов», «недотеп».
Так, догадываюсь, что в нас может бродить масса микробов, желудочный сок не слишком привлекательный, и еще масса всякого разного, однако это вовсе не мешает относиться к себе вовсе не как к механической смеси всякой гадости. Так и дорожное движение стоит воспринимать как «жизнедеятельность» некоего организма.

Такой подход к ситуации и процессу в целом, не дает расслабляться, поддерживает живой интерес, превращает даже нудную дорогу в источник множества эмоций, причем в основном положительных, резко «уменьшает» количество «проблемных водителей» на дороге, способствует не только безопасности вообще, но нашей личной. А это совсем немало!

Самое время сделать плавный поворот от частного к общему:

О психо-эмоциональной подготовке водителей.
Распространенное мнение: «грамотное безопасное вождение начинается с правильной посадки за рулем». Мне кажется, не совсем так.
Основы безопасности лежат чуть глубже.
Основа основ - постараться понять и оценить роль, которую играет настроение, состояние, отношение к окружающим и т.д., вычленить из психо-эмоциональных факторов «врагов безопасности» и научиться с ними справляться. По классификации, «враги безопасности» делятся на:
физиологические (сонливость, усталость, приступ болезни, упавшая между ног горящая сигарета, ресница в глазу, залетевшая в салон оса, чебурек, съеденный в придорожном кафе, «чих» от души, но не вовремя и т.п.;

психо-физические (шок, стресс, торможение деятельности мозга и (или) центральной нервной системы в результате неожиданно возникших обстоятельств, таких как сиротливо стоящий на Вашей полосе поломанный автомобиль без опознавательных знаков, словом, все то, что вызывает резкий выброс в кровь адреналина и приводит к тому, что водителя «замыкает»

психо-эмоциональные ("куда прешь?!", "ну-ка, обгони!", "Я - на главной!", "ах, так?!? ну, тебе щас устрою!!" и т.п..

Наибольший интерес и полезность изучения представляет собой последняя группа.

От настроя безопасность зависит всегда, когда вы сидите за рулем. Это понятно, надо «лишь» научиться управлять своими эмоциями, и сделать в этом направлении первые шаги, потом - вам понравится, и «процесс пойдет».

Вторая группа - наиболее трудно контролируемые и управляемые процессы, однако, справиться с ними тоже можно.

В программу действовавших некоторое время назад закрытых частных курсах экстремального вождения был включен курс «Внезапность».

Конкретная задача: не допустить возникновения шока при внезапно появившемся перед водителем человека. Известно, что наезд на пешехода в большинстве случаев происходит именно в результате «шока внезапности», который блокирует применение даже многократно отработанных приемов экстренного маневрирования и торможения (кстати, в 90% случаев водитель уехавший с места наезда, не оказав помощь пострадавшему, делает это именно в состоянии шока, а вовсе не из-за своих низких душевных качеств).

Поразмыслив, нашелся простой и единственный путь для решения проблемы. Родилась гипотеза: «Шок возникает по причине того, что человек совершает наезд на пешехода, как правило, впервые. Еще до первого наезда на пешехода в подсознании водителя «сидит» весь ужас такой ситуации, многократно «проигранный» воображением и подкрепленный рассказами на это тему. Реально случившийся наезд мгновенно высвобождает накопившийся страх, что, в сочетании с реакцией на «дорожную внезапность», приводит к глубокому шоку».

Вывод напросился сам собой: «Чтобы грамотно среагировать на такую ситуацию, избежать шока и, соответственно, применить свои навыки и не допустить наезда, необходимо иметь «опыт сбития пешеходов». И действительно, уже после 3-4 сбитых пешеходов вырабатывается стойкий «иммунитет» к «шоку внезапности» вообще. Чтобы сэкономить на «учебных пособиях», был изготовлен тряпичный «макет» бомжа (очень натуральный!), который выбрасывался под колеса ничего не подозревавшего курсанта из-за необитаемой будки, рядом с которой намеренно располагался элемент скоростного маневрирования. Результаты были очень интересны и разнообразны: от традиционной полной блокировки всех колес до лопающихся тормозных шлангов и бесполезного при этом кручения руля вплоть до проворачивания шлицов и растрескивания корпуса рулевой колонки до судорожно дрожащей ноги на так и не нажатой педали тормоза...
Жестоко? Да, но лучше «задавить» муляж и пережить ожидаемый шок рядом с людьми, готовыми оказать помощь, чем столкнуться с такой ситуацией впервые и «живьем».

На примере пешехода, мы лишь смоделировали происшествие, на самом деле сюжетов масса, от «поцелуя» бамперами до «волчка» на ледовом катке. Основа и принципы действия одни – контроль и внимательность.

В заключении вывод: возможность управлять ситуацией - это ваше собственное достижение и работа над собой, процент вероятностей и случайностей уменьшается, и мы грамотно готовы оценивать, и что самое важное менять положение вещей на дороге.

По материалам: auto.sumy.ua

ТЕГИ: авто