Греть или не греть мотор? Совет на 300 тысяч

Понедельник , 6 декабря 2010, 12:27
Тема актуальная для холодного периода, которая поможет сохранить вам не только свой авто и деньги, но и даст новые знания с опытом.
мотор

Для начала разберемся с терминологией. В приведенном тексте смысл термина «ресурс» следующий: пробег автомобиля до первой разборки цилиндо-поршневой группы по причине повышенного расхода масла. Расход же масла далеко не всегда есть следствие износа поршневых колец. Более того, даже «бережно» эксплуатируемые двигатели ВАЗ, к примеру, разбираются, как правило, после 100-120 тыс.км.

Причиной расхода масла в таких случаях является потеря подвижности колец, которые (в первую очередь маслосъемные) закоксовываются и застревают в своих канавках (имеем в виду, что цилиндр вырабатывается «нецилиндрически», в верхней части хода поршня выработка максимальна, в нижней - практически отсутствует).

Поэтому кольца «дышат» во время работы, т.е. то углубляются в канавки, то выползают из них. «Хорошо закоксованное» маслосъемное кольцо в один прекрасный момент не выползает из канавки, что равносильно удалению этого кольца. Расход масла лавинообразно нарастает, мотор разбирается, и дотошный человек может удостовериться в том, что износ деталей цилиндро-поршневой группы вполне в пределах допустимого, и достаточно «выбить» кокс из моторного нутра (в первую очередь из поршневых канавок), и можно собирать мотор обратно, ничего не заменяя и не растачивая, и ездить еще столько же безо всяких проблем. Однако, как правило, мотор все равно разобран, потому и меняют все, что можно, пользуясь случаем.

Долгое время считалось, что основной причиной коксообразования является низкое качество моторных масел. Это не совсем соответствует действительности.

Даже если вы украдкой сольете масло с «Бенетона» Ф-1, зальете в свой движок и будете ездить в режимах с повышенным образованием углерода (или сажи, или «нагара темного цвета»), вы создадите прекрасные условия для «технологического режима коксообразования», независимо от того, «богатит» ли ваш карбюратор, или вы регулярно ездите на «подсосе», или «средневзвешенные» обороты двигателя ниже 2500, или вы «размахиваете» акселератором по поводу и без оного, не давая покоя ускорительному насосу... И вы наверняка разберете мотор через пресловутые 100-120 тыс.км.

К сожалению, тема слишком обширна для обсуждения в конфе, пришлось ограничиться кратким экскурсом, к тому же с целым рядом «упрощений» и «допущений».

Общие вопросы:
«Интересно, а прогрев двигателя не уменьшает ресурс?»
Нет, практически не уменьшает.

«И чем это неторопливое движение (этак на 3-й скорости с 2 тыс. оборотов) уменьшает ресурс по сравнению с теми же 2 тыс. оборотов на холостом ходу? Смазка такая же, все то же самое, исключая может нагрузку на поршневые кольца и на шатуны, причем именно нагрузку, а не трение о стенки» -
спросите вы.

Тем, что неминуемо пользуетесь акселератором для того, чтобы тронуться, разогнаться, еще раз разогнаться на следующей передаче, тронуться с ближайшего светофора... Тем самым вы еще более переобогащаете смесь, и образование углерода («сырья для производства кокса») вырастает лавинообразно.

Заметим, что ухудшение качества моторного масла, в составе которого обязательно присутствуют «длинные» молекулы, имеет прямую параллель к «прогреву». Даже небольшие нагрузки при холодном и потому очень вязком масле способствуют «разрыву» длинных молекул, а именно последние и отвечают за такие показатели, как пленкообразование, выдавливаемость и т.д.

Все вышесказанное, сводит на «нет» практически все заявления инженеров Волжского автозавода. О том, что современные двигатели, заправляемые маслом и охлаждающей жидкостью, рекомендованными изготовителем машины, как правило, не нуждаются в прогреве перед началом движения (коммерческое заявление или опыт многолетний?)

Неужели рушится вся теория капремонтов? То есть, если на 100 тысячах пробега начинает «подъедать» масло и «валить» дымок - это не признак стершихся колец и овальных поршней, соответственно тотальный ремонт «железа» у добрых рукоделов. Возможен конечно и такой поворот событий, если эксплуатация проходила на отработке или в совсем не щадящих режимах. 

Вывод: «если вам дорог мотор - грейте, хотя бы 5 минут, 50 градусов, но грейте. Если вам важна экология и время - не грейте».

Напоследок сообщим, что ни один ВАЗовский мотор, эксплуатировавшийся по данным рекомендациям, в более чем «жестких» условиях, не имел пробега менее 200 - 300 тыс.км до первой разборки цилиндро-поршневой группы, а таких моторов - не один десяток.

Источник: auto.sumy.ua

ТЕГИ: авто