Спорный вопрос: какое масло лить в двигатель?

Сергей Кузнецов  |  Понедельник , 17 января 2011, 16:52
Несмотря на внушительный стаж езды, многие водители разбираются в моторных маслах на уровне рассуждений «синтетика лучше, чем минералка».
Спорный вопрос: какое масло лить в двигатель?

Сперва, поговорим о функциях, которые должно выполнять масло для 4-тактных моторов. Их три:

1. Прочное прилипание к поверхностям трущихся пар с целью не допустить сухого трения.
2. Отбор тепла для охлаждения внутренностей двигателя.
3. Чистящая функция. Масло должно смывать с деталей нагар и твердые частицы.

Условно, масла можно разделить на автомобильные и мотоциклетные. Ключевая разница заключается в том, что в моторах машин используется два типа масел – собственно, моторное и трансмиссионное. В мотоциклах же, одно и то же масло должно обслуживать сразу три узла – цилиндро-поршневую группу, КПП и сцепление. Ввиду этого оно должно иметь ряд противоречивых свойств.

Например, для работы шестерен коробки передач необходимо густое масло, щедро напичканное противозадирными присадками. Для ЦПГ будет кстати то масло, которое имеет присадки, снижающие трение. А вот для сцепления такие присадки противопоказаны – они осядут на фрикционных дисках и приведут к их пробуксовке.

Некоторые мотоциклисты полагают, что использование автомобильного масла в моторе байка приведет к тому, что сцепление сгорит. Это не так по двум причинам. Во-первых, фрикционные диски находятся в масляной ванне, поэтому, отлично охлаждаются и гореть не могут. Во-вторых, они будут пробуксовывать только в том случае, если масло содержит антифрикционные присадки.



Теперь, обратимся к инструкциям заводов-изготовителей мототехники. Для эксперимента, я взял user-мануалы на Yamaha FJR 1300, KTM 990 Adventure и питбайк Kayo 140 CraZyCat. Во всех трех случаях производитель указывает лишь рекомендованную вязкость масла, а так же квалитет по API (квалитет Американского Института Нефти) и SAE (Общество автомобильных инженеров США). При этом, в инструкции написано, что не рекомендовано лишь использование масел с присадками снижающими трение. Иными словами, производитель позволяет использовать автомобильное масло.

Бытует мнение, согласно которому лить автомобильное масло можно лишь в малокубатурные мотоциклетные моторы с незначительным крутящим моментом. Типа, если мотор большой, то диски сцепления все равно будут пробуксовывать.

Что ж, обратимся к фактам. В течении 2-х сезонов у нас на длительном тесте находится турер Yamaha FJR1300, в двигатель которого заливается автомобильная полусинтетика. Замеры в течении всего времени эксплуатации показали, что отказ от мотомасел никак не повлиял на работу сцепления. А вот «громкая» КПП Yamaha стала работать заметно тише.

Кроме того, благодаря лучшим смазывающим свойствам, автомобильное моторное масло может продлить ресурс ЦПГ и шестерен коробки. А что же мотомасло? Ф топку? Нет. Оно по-прежнему актуально, если вы ездите на высокофорсированной спортивной технике, где ресурс мотора менее важен, чем показанные на финише результаты.

Так в чем же кроется рьяная пропаганда специализированных и более дорогих мотомасел? Полагаю, вы уже догадались, что дело тут в прибылях производителей, а вся шумиха по поводу недопустимости применения в моторах мотоциклов автомобильного масла – обычный маркетинговый ход.



ОСНОВА

В тексте я неоднократно упоминал слова «вязкость», «квалитет» и т.д. Что это?

Начнем с основ. А их у масел две – минеральная и синтетическая.

Минеральное масло получают путем перегонки нефти. Его физико-химические свойства сильно зависят от качества исходного материала.

Полусинтетика – результат смеси минеральной и синтетической основы. Такие масла должны иметь не менее 25% синтетической части. Нередко производители организовывают «лохотрон», пытаясь выдать за полусинтетику масло, которое содержит 90-95% минеральной основы.

Синтетика – масло, полученное химическим путем. Оно может состоять из гликоля, эфиров или поли-альфаолефинов. Как правило, оно лучше переносит нагревание и меньше окисляется. Правда, такое масло не любит резиновые детали и активно их разъедает. Ввиду этого, в современных мотоциклах применяются более устойчивые фтор-каучуковые сальники.
В отношении синтетических масел производитель тоже не упускает возможности «развести» покупателя. Например, пишет на банках by syntetish techology, продавая «полусинтетику» под видом «синтетики».

ПРИСАДКИ

Для того чтобы придать маслу необходимые свойства, минеральную или синтетическую основу сдабривают различными присадками. Их можно разделить на следующие категории:

Антипенные – предотвращают образование пены. Эта, вроде бы, безвредная субстанция может попасть в масляный насос, в результате чего временно прекратится маслоснабжение ответственных узлов. Чем это чревато, догадайтесь сами.
Противозадирные – повышают прочность масляной пленки для предотвращения слипания, сваривания и задиры деталей.
Антиокислительные
– предотвращаю окисление масла, в результате чего оно дольше сохраняет свои свойства.
Противоизносные – путем снижения трения повышают ресурс трущихся пар.
Вязкостные – помогаю маслу сохранять необходимую вязкость при высоких температурах.
Моющие – поддерживают чистоту внутренностей двигателя и предотвращают накопление примесей.
Антикоррозийные – защищают двигатель от коррозии во время простоя.



КЛАССИФИКАЦИЯ

Квалитет. Этим термином определяется соответствие свойств масла потребностям мотора. Существует три основных международных системы сертификации, которые определяют минимальные требования к свойствам моторных масел. Как уже упоминалось выше, это API (Американский институт нефти), SAE (Общество автомобильных инженеров США), и ACEA (Ассоциация европейских производителей автомобилей). Кроме того, в России, Украине, Белоруссии и Казахстане до сих пор выпускаются масла, сделанные в соответствии с ГОСТ 17491.1.

Классификация SAE позволяет определить вязкостные свойства масла. Например, в обозначении SAE 10W 40 первое число указывает вязкость при низких температурах, а второе – при высоких.

Температурная таблица для выбора всесезонных масел выглядит так:

SAE 0W 30 --- от -30 до +20Сº
SAE 0W 40 --- от -30 до +35Сº
SAE 5W 30 --- от -25 до +20Сº
SAE 5W 40 --- от -25 до +35Сº
SAE 10W 30 --- от -20 до +30Сº
SAE 10W 40 --- от -20 до +35Сº
SAE 15W 40 --- от -15 до +45Сº
SAE 20W 40 --- от -10 до +45Сº

Классификация API делит масла на два типа – для дизельных двигателей (С) и для бензиновых (S). Вторая буква указывает на эксплуатационный уровень масла. Чем эта буква дальше от начала алфавита, тем лучше масло.

Ну а классификация ACEA делит масло на 3 типа. A – для бензиновых легковых ТС, В – для дизельных легковых ТС, Е – для грузовых дизельных ТС. Следующая за буквой цифра (1 - 5) характеризует уровень эксплуатационных характеристик масла.

Надеюсь, теперь вы знаете, какое масло и куда следует лить. Будьте технически грамотными – это ваша страховка от «разводов» продавцов и производителей :)