Транспортный прорыв: Вне дорожник

Игорь Троицкий  |  Пятница , 28 декабря 2007, 20:12
В новом правительстве много интересных людей, встречаются и опытные профессионалы, есть кадровые управленцы. Раздача портфелей политикам в Украине постепенно становится традицией, министр в соответствии с нынешней политической системой – должность политическая. В цивилизованных странах никого не удивляет назначение партийного лидера в одном правительстве министром образования, а в другом – министром обороны.

Минтранс для харьковчан одно из важнейших министерств. Это и ЮЖД с десятками тысяч работников, и метрополитен, и возможные заказы для авиазавода и других предприятий.

Министром транспорта и связи в правительстве Тимошенко назначен Иосиф Винский. Все уже посмеялись над тем, как Минтранс притягивает именно социалистов (сначала Рудьковский – «лётчик», теперь Винский – «сын машиниста»). Чему удивляться, социалистической идее взять под свой контроль почту, телеграф и вокзал уже около 100 лет. Когда-то и Феликс Эдмундович был наркомом путей сообщения, не потому что специалист, а потому что ответственный.

Кроме детских воспоминаний, нового министра с транспортом роднит любовь к автомобилям: по официальной декларации – к RENAULT Safrane и NISSAN Patrol, по информации сайта «TаблоID» – ещё и к LEXUS. Но коммуникационный гений Иосифа Викентиевича оставим в покое, должность у него политическая, поэтому вспомним Винского-политика.

До сих пор трудно свыкнуться с мыслью, что он уже не социалист. Член СПУ с первых дней, 12 лет – депутат социалистической фракции парламента, в последние 6-7 лет – второй человек в партии. Но осенью 2006 г. – крутой поворот: разрыв с «предателем» Морозом, переход в лагерь Тимошенко, высокие должности в «Батькивщине» и избирательном штабе БЮТ. Винский (партийная кличка «Коба») с конца 90-х годов был одной из ключевых фигур в окружении Мороза, бессменно руководил всеми избирательными кампаниями Соцпартии в 1999-2006 гг. Абсолютно все аналитики считали его главным орговиком и кассиром партии. Его нередко называли «серым кардиналом» или канцлером СПУ. Винский «достаточно долго стремился оставаться незаметным, но достаточно быстро смог стать незаменимым для Мороза» - писал Сергей Рахманин в «Зеркале недели».

Винский всегда активно толкал Мороза к участию в избирательных кампаниях, даже заведомо проигрышных. Недруги объясняли это желанием «осваивать» предвыборный бюджет. Накануне президентских выборов 2004 г. Винский публично заявлял, что Мороз легко выйдет во второй тур, или даже победит в первом с результатом 56-57 % против 40 % у Ющенко. Все социологи бессовестно заблуждались, когда давали лидеру СПУ не больше 5-6 %, приятный бред «серого кардинала» для Мороза прозвучал убедительней. В то время Винский был категорическим противником сближения СПУ с «Нашей Украиной» и блоком Ю.Тимошенко. Именно он в ноябре 2003 г. распространил открытое письмо к П.Симоненко, В.Ющенко и Ю.Тимошенко с призывом снять свои кандидатуры в пользу Мороза. Ещё интересней, что накануне и в период президентской кампании в печать просочились сведения про вольный доступ Винского в администрацию Кучмы (он и его водитель имели специальные пропуска для проезда). Предполагали, что именно Винский был посредником между Медведчуком и Морозом.

Влияние Винского в Соцпартии неизменно росло. Подобно своему историческому тёзке Виссарионовичу он всюду пытался расставить своих людей – в обкомах, Союзе молодых социалистов, контрольно-ревизионных органах. При этом кадровая работа проводилась на принципах нечуждого социализму хозрасчёта и самоокупаемости. Любопытен харьковский пример. В апреле 2004 г. харьковский обком СПУ возглавил весьма приближённый к Винскому Владимир Тарасов. Его руководство запомнилось внутрипартийными конфликтами, в результате которых партию покинули многие старые социалисты, например Андрей Войцеховский. Ещё скандальней выглядит информация про «оптовую» продажу квоты социалистов в избиркомах штабу одного из ведущих кандидатов на пост президента. Про это писал журналист «Украины криминальной» Сергей Ермаков, подтверждают и многие участники избирательной кампании. Дальше больше – после президентских выборов, когда СПУ уже пребывала в лагере победителей, Харьковская организация совершенно безвозмездно, надо полагать, была передана из рук Тарасова молодому амбициозному бизнесмену Владимиру Гошовскому. Партийно-коммерческий гений не остался без награды. Списки традиционно формировал Винский, Тарасов получил 27–е место и стал народным депутатом пятого созыва. При этом никого не смутило, что Харьковский обком Соцпартии на протяжении нескольких лет славился лишь внутренними чварами и неизменно худшими, чем среднеукраинские, электоральными результатами.

Во всех внутрипартийных интригах Винский всегда демонстрировал верноподданную поддержку Мороза. При этом проявлял поразительную способность наживать врагов и сногсшибательное умение в нужный момент избавляться от них. В разное время к числу недругов и конкурентов Винского принадлежали Наталья Витренко, Владимир Марченко, Иван Чиж, Владимир Мухин, Ярослав Мендусь, Станислав Николаенко, Александр Баранивский, Николай Рудьковский, Юрий Луценко.
Почему в 2006 г. Винский прервал успешную карьеру в Соцпартии и пошёл на персональную унию с Тимошенко (именно так, практически все «его люди» за ним не последовали, раскола СПУ не произошло)? Энергичное постукивание героя по груди в ритме «не прощу, не прощу» отвергаем как симуляцию, попирающую фундаментальные законы украинской политической анатомии.

Возможно, число недругов Винского в самой соцпартии к 2006 г. неизбежно перешло из количества в качество. Возможно, симпатии и источники финансирования Мороза изменились. В любом случае, политический кульбит «вне дорожника » оказался весьма удачным.

Принципал-перебежчик был обласкан в новом лагере сверх всякой меры: заместитель главы партии «Батькивщина», заместитель руководителя Центрального штаба, ныне министр (а прочили на пост вице-премьера). Выгоду Юлии Владимировны можно лишь предположить: пришёл опытнейший аппаратчик с большим опытом штабной работы (местные штабы, правда, буквально «задрал» многостраничными инструкциями из 80-х годов типа «прибывать на съезд исключительно в униформе блока и в одинаковых автобусах, на трибунах не смеяться, интервью не давать»). Опять же, тяжёлым партийным трудом на персональный коммунизм заработал, может, какую копеечку и выделил на победу солидаризма..

Но бюрократов и бизнесменов в БЮТ и своих хватало, для чего Винский? Иосиф Викентиевич, возможно, требовался для методичной пропаганды против бывшего шефа-предателя, для привлечения традиционно социалистического электората, недовольного поворотами Мороза. Бывший «серый кардинал» оказался неплохим оратором, на экранах появлялся не реже самой Тимошенко, долбил бывших однопартийцев весьма усердно. Так или иначе, значительная часть традиционных приверженцев Соцпартии от неё сейчас отвернулась.
Про финансовые возможности Винского, разумеется, существуют лишь предположения. Слухи о капитале в 200 млн. долл., которые появились в конце 90-х, его смешили.

Прозвище «розовый олигарх» не нравилось. Писали, что в начале 90-х у Винского был бизнес – ремонт автомобилей и сельхозтехники, АЗС. Позднее писали, что он с группой партийных товарищей неравнодушен к столичной недвижимости (домики в аренду).

Враги, верить которым социалист не имеет никакого права, рассказывали про крупные исчезновения денег из предвыборной сокровищницы. Врагов возглавлял некто Иван Чиж, в 2000 г. побивший горшки с Морозом. Выборы назывались президентскими 99-го года, а казной партийной тогда, насколько известно, ведал И.Винский. А всего кампаний было не менее четырёх, а затраты на дедушку Мороза росли …

Ныне же, при новой, честной власти декларация бывшего социалиста мало отличается от показаний остальных министров. Автомобилей на всю семью – два или три, личных доходов за 2006 г. – почти 255 тыс. грн. «От сведений про недвижимое имущество Винского можно расплакаться. – пишет «Обозреватель». – Он указал, что владеет четвёртой частью квартиры, где-то 19 кв. м» (сдержим, господа, слёзы, бедность наших политиков действительно позорит общество). Минтранс – контора богатая, разумному человеку обеднеть не даст.

Это реформы у нас или медленно идут, или хорошо стоят. А всякие иные процессы бывают ой как скоры. Правительства, опять же, приходят чаще, чем весна. И уходят быстро. А потому таланты в министерских креслах проявлять надобно, не мешкая. Многие потоки в сфере транспорта и связи могут резко ускорится. Только не обещанные скоростные экспрессы.