Обвал доллара – целенаправленные действия правительства Тимошенко
Впрочем, во вторник Нацбанк вышел из ситуации, позволив покупать валюту НАК «Нефтегаз Украины». В итоге именно во вторник курс доллара на межбанке вернулся к привычным 5 грн/$. Эксперты считают, что правительство Юлии Тимошенко, исключив «УкрГаз-Энерго» из схемы расчетов за газ на украинском рынке, попыталось попутно достичь второй цели – искусственной ревальвации гривны.
По словам первого заместителя председателя Нацбанка Анатолия Шаповалова, регулятор позволил НАК «Нефтегаз Украины» приобретать валюту на межбанковском рынке для оплаты импортируемого газа без наличия соответствующего контракта.
«Газ потребляется, задолженность растет, а валюта не покупается. Получается искривление рынка», – объяснил эксперт, передает «КоммерсантЪ-Украина».
Как сообщил источник «Ъ» в НБУ, 20 и 21 марта рынок ожидал традиционного выхода «УкрГаз-Энерго» с покупкой валюты на межбанк, однако ожидаемого предложения гривны не было. Именно поэтому в минувшую среду курс доллара на межбанке пробил психологическую отметку 5,0 грн/$, достигнув 4,99 грн/$.
При этом короткие «ночные» кредиты в гривне достигли тогда 25%. Дальнейшее падение курса доллара на межбанке в четверг-пятницу привело к резкому снижению курса валюты в обменных пунктах в выходные дни – до 4,7/4,9 грн/$. По данным информационно-дилинговой системы UkrDealing.com, минимального значения курс доллара на безналичном рынке достиг во вторник утром – 4,82 грн/$. Впрочем, в тот же день в обед курс стабилизировался до 5,0 грн/$. Отметим, что правление НБУ, которое могло разрешить «Нефтегазу» покупать валюту, не имея контрактов, состоялось также именно во вторник. Все эти дни официальный курс гривны был неизменным – 5,05 грн/$.
Пресс-секретарь «УкрГаз-Энерго» Виталий Кисель подтвердил, что компания не выходила на рынок со значительным предложением гривны, так как с января не получала валюту в качестве оплаты за поставленный газ со стороны своего основного контрагента – «Нефтегаза».
«В соответствии с внешнеэкономическим контрактом с нового года «УкрГаз-Энерго» закупает природный газ исключительно для нужд промышленности. «Нефтегаз Украины» в свою очередь для потребностей ГТС, бюджетников и ТКЭ использует газ внешнего поставщика – RosUkrEnergo. Очевидно, что при отсутствии контрактов для этих категорий потребителей «Нефтегаз» не осуществлял расчетов с RosUkrEnergo за газ и закупку валюты для этих целей», – заявил Виталий Кисель.
Таким образом, Нацбанк, позволив «Нефтегазу» покупать валюту, не имея документального подтверждения, для каких целей идет закупка, пошел на нарушение законодательства, но снял напряженность с рынка.
По словам члена специальной контрольной комиссии по расследованию ситуации на газовом рынке Верховной рады Василия Киселева, по сути, заставляя НАК «Нефтегаз Украины» не рассчитываться с RosUkrEnergo и «УкрГаз-Энерго», Юлия Тимошенко пыталась искусственно ревальвировать гривну.
«Это, знаете, была такая попытка, что называется, получить двойное удовольствие – сменить схему поставок, а заодно и укрепить гривну. То, что это больно ударило по экономике, и в целом вызвало потрясения на рынке газа никого не волнует», – отметил Киселев.