Борьба за «Турбоатом»: новый раунд

Как пишет харьковский журналист Богдан Мельник в блоге на сайте «Справжня Варта», несколько дней назад с заявлением о возможности освобождения руководителя одного из немногих прибыльных государственных предприятий страны заявил премьер-министр Украины Арсений Яценюк, а уже сегодня предприятие неожиданно посетит президент Петр Порошенко. Совпадение? Все может быть.
Впрочем, заявлять о согласованных действиях президента с пока премьером в этом вопросе, а также ожидать громких кадровых выводов прямо сегодня было бы совсем наивным (тем более, что, формально освобождают директора завода не руководители государства, а собрание акционеров, на котором решающим является голос Фонда госимущества). Но дыма без огня не бывает, и нынешняя существенная публичная активность вокруг предприятия может иметь свое продолжение.
Банкир и выходец из комсомольской верхушки, Субботин возглавляет «Турбоатом», который, находясь на ¾ в государственной собственности, давно уже является лакомым куском для серьезных игроков на рынке энергомашиностроения, с 2007 года. Он пережил на этом посту несколько смен власти в государстве, а также ряд попыток поколебать его позиции с помощью рейдерских атак, обвинений, потоков компромата в СМИ, проверок различных госструктур и судебных решений. Субботин, кстати, всегда выступал за сохранение завода в государственной собственности - ну, хотя бы потому, что сам он поглотить такой значительный актив вряд ли в состоянии, поэтому смена собственника не входит в его интересы.
Контроль над «Турбоатомом» Субботин получил во многом благодаря Соцпартии, облорганизацию которой возглавлял. И, чтобы этот контроль не потерять, при всех изменениях власти находил общий язык с нужными людьми. Когда это стало необходимым условием ведения бизнеса, ушел в Партию регионов, которую сразу же оставил, когда это стало не актуально. После Майдана налаживал отношения с новой властью через «УДАР» Виталия Кличко, а потом неожиданно оказался в фарватере «Солидарности» Петра Порошенко, от которой без особого успеха баллотировался на последних местных выборах. Нашел общий язык с губернатором Игорем Райниным, при этом публично продолжил сотрудничество с одиозным мэром города Геннадием Кернесом, войдя в состав горисполкома. То есть Субботин - крепкий орешек, готов на многое ради сохранения власти над заводом.
Но и конкуренты у него не слабые. Мнение о том, почему это все пенки с предприятия с миллиардными оборотами снимает харьковский банкир, неоднократно приходила в разные головы. В частности, общеизвестно, что желание забрать «Турбоатом» в руки своих всегда было у бизнесмена с российским паспортом и миноритарного акционера завода Константина Григоришина. Первые годы руководства Субботина Григоришин вел настоящую войну за возможность ввести на предприятие собственный менеджмент - с «титушками», судами и медиаатакамы. В конце концов, войны закончились, Субботин с Григоришиным смогли, по крайней мере частично, найти взаимопонимание и стать партнерами в реализации проектов, но это отнюдь не означает, что аппетиты российско-украинского олигарха уменьшились. Тем более, что Григоришин является давним бизнес-партнером не кого-нибудь, а президента Порошенко.
А скандалы, возникавшие, вполне возможно, не без содействия того же Григоришина, продолжали преследовать «Турбоатом» и в новые времена. Весной 2014 это было изъятие документов Генпрокуратурой, на грани 2014-15 годов - очередная порция компромата на Субботина в газете «Украина молодая», которая давно уделяет ему особое внимание, осенью 2015-го - многомиллионные судебные решения в пользу «Турбоатома», через которые руководство завода даже заговорило о необходимости люстрации судей.
Но вернемся к последнему скандалу, связанному с «Турбоатом». Он произошел из-за провала правительственной инициативы по проведению аудита госпредприятий. Руководство «Турбоатома» не просто саботировало этот процесс, но и добилось судебного запрета проведения проверки. Арсений Яценюк на заседании Кабмина «выпустил пар», заявив, что в случае дальнейшего блокирования процесса будет инициировано увольнение руководителя предприятия. Насколько серьезна такая угроза со стороны без пяти минут экс-премьера - вопрос риторический. Примечательно то, что на «Турбоатоме» на заявления Яценюка решили вообще никак не реагировать - действительно, не сегодня, так завтра он, скорее всего, будет занимать уже значительно менее влиятельную должность, поэтому лучше просто переждать.
Безусловно, Яценюк - это не тот человек, на которого сейчас стоит производить впечатление для сохранения контроля над заводом. Другое дело - завтрашний гость «Турбоатома». И аргументов у Субботина для президента о том, почему в его руках должен оставаться этот лакомый госактив, без сомнения, найдется немало - это и прибыльность предприятия, и серьезные шаги в направлении сотрудничества с Западом (чего стоят только соглашения о производстве контейнеров для отработанного ядерного топлива (с компанией Holtec) и о сотрудничестве с американским производителем ядерного топлива Westinghouse), и упомянутая уже работа на партию Порошенко и то, как гостеприимно его встречали на заводе во время предвыборной президентской кампании.
На другой чаше весов - «послужной список» Субботина, который, к примеру, во времена Евромайдана отличился полной поддержкой внешней и внутренней политики Януковича, а также непонятное многим продолжение сотрудничества «Турбоатома» со страной-агрессором, для которой завод до сих пор продолжает поставлять оборудование.
В конце концов, при умении договариваться не стал Субботин (да и не мог, наверное, стать) своим ни для команды Порошенко, ни, тем более, для среды украинских патриотов, с которыми, так или иначе, президент какой-то мере считаться. Поэтому однозначно сказать о том, в чьих руках в ближайшее время будет находиться стратегическое государственное предприятие, сейчас вряд ли кто-то сможет.