Несколько медицинских фактов о смехе

Смех бывает двух видов: произвольный и непроизвольный (вызванный эмоциями). Оба вида регулируют разные структуры мозга. За непроизвольный смех отвечают древние области мозга, определяющие важные жизненные функции — например, дыхание.
Люди, говорящие на разных языках или глухие от рождения, смеются одинаково. Смеяться может не только человек, но и высшие приматы: шимпанзе, орангутанги и гориллы также издают звуки, похожие на смех.
Зачем приматы и люди смеются? Единого общепризнанного ответа на этот вопрос нет, но есть версия, что это помогает для коммуникации внутри сообщества.
Социальную роль смеха подтверждает и то, что младенец начинает смеяться в возрасте 4 месяцев, когда ни о каком чувстве юмора речи еще не идет.
Но смех может быть и признаком заболевания. Причиной неконтролируемых приступов смеха (геластических приступов) может быть эпилепсия, обычно вызванная опухолью (гамартомой или астроцитомой) гипоталамуса, инсульт или травма головы.
Любопытно, что смех и хорошее чувство юмора помогают предотвращать болезни сердца. Люди с такими патологиями (в частности с ишемической болезнью сердца) смеются на 40 процентов реже своих здоровых сверстников и хуже распознают юмор.
Хронический стресс у человека приводит выработке адреналина, из-за чего сужаются сосуды. В результате повышается риск развития аритмии и инфаркта миокарда. А смех сокращает количество гормонов стресса. Это приводит к снятию спазма, расширению сосудов и улучшению кровотока.
Реакция на смех тоже может быть разной.
Даже придуман термин «гелотофобия» — это страх быть высмеянным и, как следствие, боязнь чужого смеха в принципе. Но это не медицинский термин, и психиатры его не используют.
Гелотофобия иногда связана с национальнйо ментальностью. Например, в Таиланде люди принимают смех незнакомцев на свой счет чаще, чем в любой другой стране. В Дании же такие подозрения возникают крайне редко. А в Японии люди тяжелее всех переживают подшучивания над собой.
И самый интересный факт, полученный из канадско-британского исследования с участием нескольких тысяч близнецов. «Положительный» юмор, основанный на безобидных шутках, определяется скорее наследственностью. А вот те, кто считает смешными издевательства, расистские или сексистские шутки, приобрели такую склонность из-за воспитания и социокультурной среды.