Николай Рыбаков: Патриотизм должен проявляться в таком интимном вопросе, как уплата налогов

Понедельник , 25 июля 2016, 12:30
Глава ГУ ДФС в Харьковской области о том, сколько собирает налогов, одесской менталитет, детей и жену, детенизации зарплат, налогообложением аграриев, охранный и IT-бизнес и сервисную службу «с человеческим лицом».
Николай Рыбаков: Патриотизм должен проявляться в таком интимном вопросе, как уплата налогов

Р.К.: Начнем. Какая зарплата у главного налоговика области?

Н.Р.: До 1 мая мой оклад составлял 3453 грн., После 1 мая - вырос до 6547 грн. Есть еще надбавки за специальное звание, за выслугу, за секретность, премия опять же ... Все вместе до 1 мая составило около 9,5 тыс., После 1 мая - 11600.

- И сколько же Вам платят за секретность, интересно?

- Сейчас - 654 гривны, то есть около 10% от оклада.

- Предложение переехать в Харьков было неожиданным? Вам такую идею глава Службы подбросил?

- Однажды председатель ДФС Украины Роман Насиров пригласил меня на собеседование - я работал до этого заместителем начальника ДФС в Одесской области, курировал направление аудита. Пообщавшись со мной по поводу ситуации, он неожиданно поставил два вопроса. Первое: я был когда-то в Харькове или Харьковской области - я честно ответил, что нет. И второй вопрос: знаю я кого-то из бизнесменов Харьковской области - я тоже ответил, что нет. Он сказал: очень хорошо, поедешь начальником в Харьков.

Меня часто спрашивают, чем отличается менталитет людей, проживающих в Харьковской и в Одесской области. Как вам сказать ... Очень схожий менталитет!

- В прессе много писали о том, что ваша жена - бизнесмен, а потому ваши достижения материального характера связаны с этим.

- Во-первых, если на то пошло, то бизнесвумен. И в бизнесе она сформировалась не вчера: жена - частный предприниматель с 2001 года, вот уже 15 лет. А, во-вторых, я разделяю ее бизнес и свою работу. Есть, однозначно, какие-то сбережения, и они все отмеченные в декларации. Я - публичный человек, и готов отчитаться за каждую цифру. Я понимаю всю ответственность момента, потому что мне есть, что терять и за что отвечать.

- Вы живете на два города или на работе предпочли Харьков?

- У меня трое детей, из которых двое уже взрослых. Они остались в Одессе, живут отдельно от нас. А вот младшему сыну 6 лет, и в первый класс он пойдет в Харькове.

- Личные вопросы закончились. Сколько собирает налогов Ваше ведомство?

- В принципе, адекватно сравнивать 2015 с 2016 г., так как курс доллара особо не изменился. Можно сказать, что есть определенные положительные сдвиги. Для сравнения, полностью в сводный бюджет за 6 месяцев 2016 поступило около 14 млрд. В то время как в 2015 году поступило 8.6 млрд. Мы добавили по всем видам налогов. Максимальный рост - это рентная плата. С 14 млрд. з а первое полугодие – 6.9млрд поступило от рентной платы, то есть практически половина.

По Госбюджету - поступило 10.1млрд. В этом году. В прошлом году - около 6 млрд. В местный бюджет поступило около 3.9млрд., в прошлом году - 2,5.

Мы добавили и по военному сбора. За 6 месяцев 2016 он составил 267 млн. - Это на 81 млн. Больше, чем в прошлом году. Происходит легализация заработной платы и, соответственно, расширяется база налогообложения.

- А что вы делаете для детенизации зарплат?

- Это больной вопрос любого государства, особенно нашей. Изменили, прежде всего, ставку налога на доходы физлиц (составляет 18%) и ЕСВ (была снижена с 42% до 22%). В связи с этим мы ожидали, что увеличатся поступления.

Но есть одна проблема - субсидии. Люди не хотят показывать доходы, так как получают субсидии. Покажут доходы - перестанут их получать. Мы это тоже понимаем, проводим массовую разъяснительную работу и меры фискального характера. Мы встречались с руководителями предприятий различных секторов экономики - там, где мы понимаем, что есть определенные проблемы. Например, предприятия, которые занимаются охранной деятельностью. В одном из них было оформлено около 15 сотрудников, а налоговая милиция наша сработала - изъяла бухгалтерию, реестр выдачи заработной платы, и оказалось, что на предприятии реально работало около 170 человек. Почувствуйте разницу.

- С IT -компаниями тоже встречались? Есть диалог?

- Харьков - лидер IT-индустрии. У нас была достаточно позитивная встреча, в ближайшее время будет подписан меморандум. IT-бизнес сказал, что готов показывать белые зарплаты и платить налоги. Это нормально, поскольку в Украине и так есть конкурентное преимущество в виде упрощенной системы налогообложения. Ею пользуются многие «айтишников» - частные предприниматели и плательщики единого налога. И это достаточно серьезное конкурентное преимущество Украины, по сравнению с другими странами.

- Что изменилось в нас с налогообложением аграриев? С 1 января 2016 сельхозпроизводители стали плательщиками НДС, так?

- На самом деле, этот статус для них не в диковинку. Просто раньше деньги производителей, которые получили свидетельства плательщиков НДС, шли на специальный счет и фактически оставались в распоряжении предприятий.

Сейчас по определенным видам продукции можно платить от 85% в бюджет - это максимально, 15% остается предприятию, по некоторым видам продукции - 50 на 50. Аграрии по этому поводу возмущались и бастовали. Однако, мы видим, что это наведет порядок на этом рынке.

Мне всегда «нравились» заявления: «Мы собрали самый большой урожай», «Мы вырастили и отправили продукцию на экспорт» ... А что получил бюджет? Ничего. Потому что даже по многим предприятиям, которые в прошлом отправляли продукцию на экспорт, валюта не возвращалась. Деньги оседали за пределами страны. В корне неправильный подход!

Есть и другие моменты. То есть мы понимаем, что есть обязательная регистрация НДС для тех, у кого, скажем, небольшие участки земли. Если эти пайщики собрали урожай более чем миллион, они должны регистрироваться обязательно и платить налог на добавленную стоимость.

Могу сказать, что те, которые находятся на упрощенной системе - тоже оригиналы большие. Вот как один из примеров: у человека 250 гектаров земли, девять единиц техники и нет наемных работников. То есть он "прыгает с комбайна на трактор, затем - на молотилки и косилки" и так далее. С таким фактам мы тоже сталкиваемся.

Люди должны как-то понимать, что в налоговой тоже не самые глупые за маленькую зарплату работать. Мы эти примеры будем освещать в СМИ, тем более сейчас, когда все эти выборки у нас уже есть, и мы будем, я же говорю, по вот этим рискам отрабатывать их. Создавать равные конкурентные условия для работы. Это одна из задач.

Сейчас в связи с тем, что введена система налогообложения, в этом отношении мы наведем порядок, и бюджет будет получать доход. «Битва за урожай» - это, может, звучит как-то пафосно, но операции за урожай проводятся ежегодно.

- Но битвы за урожай происходят в прямом смысле слова: люди защищают урожай с оружием.

- Задача ДФС - понимать, у кого из аграриев сколько земли, что на этой земле посеяно, какой урожай выращен, сколько оформлено наемных работников, сколько из них занимаются сбором урожая, где его хранят, кто его транспортирует, кто охраняет ... Потому что , как Вы правильно заметили, сейчас горячая пора жатвы, и существуют «пираты», которые могут неожиданно приехать за ночь собрать урожай с поля и вывезти. Люди вынуждены защищать свой урожай, иногда, для убедительности - с оружием в руках.

- А кадры? Кто у вас этим анализом и работой в поле - в прямом смысле - занимается?

- С кадровыми резервами мы ограничены в наших возможностях. Мы создали рабочие группы как в области, так и во всех инспекциях, поставили и четко сформулировали перед ними задачи.

Мы плотно общаемся с облгосадминистрацией и районными администрациями на местах. Мы получаем отчетность по плану посевов. Мы понимаем, сколько земли у кого находится в собственности, культуры на ней посеяны и, соответственно, налоги мы ждем. Мы можем спрогнозировать и посчитать.

Этим летом будут выезды на места - по проблемным сельским советам, где искусственно занижена урожайность. Мы подходим с позиции оценки рисков. Если мы видим, что в прошлом году урожайность завышали, чтобы реализовать продукцию, выращенную без документов, то в этом году по такой же схеме уже не работают, потому что появляется большой НДС.

Мы понимаем, что средняя урожайность сегодня - 42 центнера с гектара, но есть предприятия, у которых урожайность по бумагам отличается от коллег чуть ли не в 2 раза. Нужно разобраться в причинах: не так поливали, дожди не так шли, не так вносили удобрения, не так ли той техникой обрабатывали ... Но когда мы не видим никаких различий, то понимаем, что часть урожая просто пошла «налево».

- Что касается реформы вашего ведомства. Мы знаем, что оно постоянно сокращается, люди остаются более профессиональные или все более молодые?

- В Главном управлении (в инспекциях будет ниже) зарплата главного ревизора-инспектора 6670 грн. Она достаточно конкурентоспособна.

- Была проблема, которую обсуждали налоговики не только харьковские, но и по всей стране - что людей становится меньше, но у тех, кто остался, в них, пропорционально сокращению, зарплаты растут.

- Зарплаты у них не растут. Последнее сокращение было на 30%. У нас есть выделенный фонд заработной платы, и боль любого руководителя - мотивировать своих сотрудников. Мотивировать лозунгами уже не получается, и люди, которые проработали много лет, не видят себя «с той стороны забора».

- Руководство ДФС пытается ставить этот вопрос ребром перед Кабмином?

- Роман Насиров к этому вопросу подходит остро, с пониманием. Не один раз уже велись разговоры, но ответ один, в духе: «Денег нет, но вы держитесь». Председатель ДФС ратует за то, чтобы минимальная заработная плата в стране была 5 тыс. Грн. И это касается не только работников налоговой службы.

- Недавно прозвучала информация о задержанных с поличным - на взятки - Макаренко, до этого была информация по Плотникову. Как вы боретесь с коррупцией в вашем ведомстве?

- Вы понимаете, что взяли на взятке именно руководителей, потому что это те люди, которые должны были бороться, а они не смогли коррупцию побороть и решили ее возглавить.

По Плотникову: ему сначала было предъявлено обвинение, он его обжаловал.

Что касается Макаренко, он находится сейчас в Лукьяновском СИЗО, арестован на два месяца.

- Была информация, что суд через два дня, а потом его оформили под домашний арест ...

- Макаренко суд первой инстанции избрал меру пресечения - домашний арест. Генрокуратурой была подана апелляция, и суд избрал меру пресечения «содержание под стражей» на два месяца. Он находится сейчас в СИЗО.

- Кто-то говорил мне, что к вам возвращаются кадры времен Клименко. Называлось, в частности, фамилия Хайхан.

- Хайхан работает заместителем начальника инспекции. Она в свое время проходила даже полиграф, и прошла его успешно. И после этого была назначена на должность заместителя.

Смотрите, я работаю в налоговой с 1993 года и пережил всех начальников Министерства, которые были за эти 23 года. Я не был на руководящей должности, которая попадала под люстрацию, в противном случае, я бы здесь перед вами не сидел. Хотя я несколько раз уходил из налоговой, в том числе последние полтора года не работал, во времена именно Клименко.

- Какова судьба Вашего предшественника, Ирины Сагайдак?

- Ирина Анатольевна находится в отпуске до 26 июля.

- После выхода из отпуска она продолжит работу в ГФС?

- Было проведено служебное расследование, в нее были определенные недостатки в работе, руководство ДФС Украины изучает эти материалы. Расследование проводил центральный офис.

- Давайте поговорим о акцизную продукцию. Например, о сигаретах. Многие на рынке сегодня контрафактного табака?

- Я недавно посещал фабрику «Филип Моррис Украина», которая борется за свой рынок сбыта. Его представители говорят о другую схему: вывозят, наоборот, сигареты украинского производства из-за западную Украину в Европу. Вы понимаете: если у нас ориентировочная цена пачки порядка доллара, а в Европе - 3-5 евро, то везти туда выгоднее.

- А к нам откуда везут?

- Могут завезти или с территории Молдавии, или с территории России - именно дешевый сегмент сигарет, который, по данным «Филип Моррис» находится в пределах не более 1,5-2% рынка.

- А с ликеро-водочной продукцией как обстоят дела?

- Ликеро-водочная продукция, как вы говорите, контрафактная, в принципе, не отличается ничем, потому что изготовлена на тех же заводах, что и легальная. Просто из нее не уплачен акцизный сбор, и наклеенная на ней поддельная марка неустановленного образца.

Кстати, когда я пришел сюда, 12 февраля 2016, мы провели инвентаризацию тех марок, которые находились в хранилище, которые необходимо было уничтожить. Выяснилось, что большинство из них, около 50 млн., Подменена на марки неустановленного образца, а марки оригинальные - неизвестно где. Нами было возбуждено уголовное дело по этому поводу, сейчас оно расследуется. Мы устанавливаем эти марки на продукции, уже находящейся в реализации. Дали ориентировки по всем регионам Украины, и бывает, что приходит информация, устанавливают продукцию с этой маркой.

- Аппарат налоговой милиции хотя бы не сокращается?

- Аппарат налоговой милиции уже был сокращен. Мы дошли до того, что у нас осталось две налоговых милиции, обслуживающих три городских района, и одна налоговая милиция в области обслуживает шесть сельских районов. Вы понимаете, какой разброс, которая территория - обслуживают всю Харьковскую область.

- Какую Вам поставили задачу, когда Вы пришли работать в Харьковскую область?

- Наверное, ни для кого не секрет, что Харьков - был столицей обнала и конвертационных центров.

- В том числе из Луганской и Донецкой областей.

- Понятно, что вместе с переселенцами приехали не только добросовестные люди, но и недобросовестные тоже. Могу сказать, что мы плотно в этом отношении поработали и продолжаем работать. Тот объем, который выбрасывался, скажем, схемами кредита в бизнес (вообще украинский и харьковский), мы свели к минимуму. Те люди, которые занимаются этой работой, перенесли свой бизнес из Харьковской области в другие регионы: Киевскую область и Киев, Запорожье, частично - в Николаев. Мы этот процесс тоже отслеживаем.

- Каким образом, интересно?

- А мы понимаем, кто директора тех предприятий, которые регистрируются в других регионах. Мы проанализировали их.

- Это харьковчане?

- Харьковчане, да. То есть кто-то из одного городка небольшого, это группа товарищей, мы понимаем, кто за этим стоит, кто-то - с другой. Определенные категории малообеспеченных граждан, мы начали их искать, опрашивать. И мы движемся. Я думаю, мы переловим всех.

- Страшилки, которые периодически вбрасываются, о том, что известный сепаратист Жилин поехал, а дело его в Харькове живет, прокомментируете? Называется фамилия ...

- Никонов, я знаю. Знаю уже и такая фамилия, да. Еще раз повторяю, что все инструменты минимизации мы покрыли и не даем возможности людям работать. Если они даже сделают какой-то вброс, то в течение двух дней - работает так система, мы разрываем договор, и предприятие дальше уже не может регистрировать ни налоговые накладные, ни сдавать декларации ... А, может, даже и раньше, чем за два дня.

Поэтому и расходы на содержание таких предприятий или их регистрацию: надо же найти директора, заплатить каким недобросовестным нотариусам, которые регистрируют на этих людей предприятие ... Нужно открыть счет в банке. Это все расходы. Если мы будем эти предприятия каждый раз, как говорится, «хлопать», то не будет смысла заниматься этим в Харьковской области.

Конечно, хочется, чтобы такая ситуация была во всех регионах. Но, как вы понимаете, работает закон сохранения массы: если где-то чего-то убыло, то где-то что-то прибыло. Могу сказать одно: услугами «конвертов» будут пользоваться до тех пор, пока это будет выгодно. Мы должны, налоговая служба и, наверное, вообще, общество, сделать так, чтобы платить налоги было выгодно.

- Что для этого нужно?

- Для этого мы должны поднять стоимость этой услуги, конвертации, чтобы она не отличалась, скажем, от ставки НДС. Здесь два варианта: либо НДС снизить, дойти до процента конвертации, или поднять стоимость их услуги.

- За счет рисков она растет, их процент и так вырос.

- Да да. Люди, которые пользуются услугами «конвертов», должны понимать неотвратимость наказания, которое они должны понести в любом случае. И у них тогда возникает вопрос: а стоит ли этим заниматься?

- Об Онищенко расскажите, пожалуйста.

- Есть такое предприятие «Надра Геоцентр», у которого были договоры о совместной деятельности с «Укргаздобычей», добывалось здесь у нас газ, на территории Харьковской области.

На сегодняшний день мы описали и наложили арест на имущество «Надрагеоцентра», но его, к сожалению, немного. По условиям нашего договора о совместной деятельности, мы описываем имущество у партнера по договору с «Укргаздобычей», у которого имущество есть. Есть чем тушить те долги, которые существуют.

- То есть, в принципе, вы свое никому не отдадите?

- Мы будем забирать свое, конечно. Свое - это наше.

- План зо полгода, я так понял, выполненный. А что на ближайшие месяцы, прогнозы?

- Только сегодня нам пришел план из Киева. С НДС цифры резко увеличены.

- Резко - это на сколько?

- Скажем, на 20% от предыдущего месяца. А в августе и в июле - на 30%. Но мы понимаем, что в эти месяцы мы должны будем дополнительно получить НДС от сельхозпроизводителей. Возможно, это будет и не так страшно. Все зависит от того, как сельхозпроизводители и мы отработаем этот период: что будет задокументировано, показано, и соответственно, которые заплачены налоги.

- А как у нас дела с возмещением НДС?

- Смотрите, те предприятия, которые стоят на учете в Главном управлении ДФС в Харьковской области, в среднем, получают возмещение НДС 50 млн. Грн. в месяц. Причем мы собираем в среднем около 250 млн., А возмещаем всего 50 млн. То есть, мы доноры для бюджета Украины. Потому что есть такие регионы, где больше возмещают, чем собирают.

- Это происходит в электронном виде в рамках системы ProZorro?

- Так, с начала года все реестры - публичные, они отправляются с уровня района в область, затем из области - на Киев. Вот уже третий месяц, как все происходит в автоматическом режиме.

- Если я правильно понимаю, налоговая становится НЕ фискальной, а сервисной службой «с человеческим лицом». Но как при этом с помощью такого штата, который был максимально ограничен даже в части оперативных работников, можно продолжить эффективно собирать налоги?

- Я еще раз повторяю, добровольная уплата налогов будет тогда, когда людям будет выгодно их платить. Вы же понимаете, я чиновник, который существует на те налоги, которые платят граждане. И граждане должны контролировать мою работу и спрашивать с меня, что: ты вот чиновник, ты получаешь зарплату, а как ты контролируешь сбор налогов? И это будет удобно для всех. Когда будут приходить люди с высоко поднятой головой и спрашивать - это будут добропорядочные налогоплательщики. Потому что те, кто не совсем добропорядочные, они спросить не могут. Вот, я хочу, чтобы с меня спрашивали, я к этому готов.

Еще раз повторюсь, что создание равных конкурентных условий для ведения бизнеса - это основополагающий принцип. Или все пользуются услугами конвертационных центров, или никто не пользуется. А кому-то можно, кому нельзя - это неравные условия ведения бизнеса. И для нас, граждан Украины и Харьковской области, понимаете, это должно стать предметом гордости, сколько они заплатили. Но когда человек говорит, что он патриот Украины, и в то же самое время уклоняется от уплаты налогов, на это как-то ...

- Это вы кого-то конкретно имеете в виду?

- Нет, вообще. Кто-то, наверное, сильно лукавит. Поэтому патриотизм должен проявляться, прежде всего, именно в таком интимном вопросе, как уплата налогов.