Антон Меженин: «Лолита» – это не ширпотреб

Евгения Притула  |  Понедельник , 27 февраля 2012, 10:12
«Любовь не может быть пошлой», – процитировав Владимира Набокова, Антон Меженин и Олег Дидык собрали отличный актерский состав и поставили на сцене театра им. Т.Г.Шевченка «Лолиту».
Антон Меженин: «Лолита» – это не ширпотреб

Осенью премьера собрала полный зал, а весной, когда время задуматься о влюбленности, можно будет увидеть еще несколько постановок  кино-трагедии. Чего ждать от Ло и Гумберта в новом сезоне, мы узнали у режиссера спектакля – Антона Меженина.

Каких изменений ждать в весенних спектаклях?

Прежде всего, изменения, которые могут быть в любом спектакле, когда он играется не первый раз. Парадоксальная ситуация: большинство зрителей стремятся попасть на премьеру, а лучше всегда приходить на пятый, седьмой, десятый раз. Ведь по сути, премьера – это проверка материала на зрителе, эксперимент, во время которого бывает мандраж и волнение. Мы уже шесть раз отыграли «Лолиту», актеры успокоились, почувствовали себя уверенней. Я думаю, именно сейчас зрителю лучше увидеть наш спектакль. Конечно, глобальных изменений ждать не стоит, но мы уточнили некоторые вещи, доработали хореографию.

Услышав отзывы и замечания после спектаклей, исправляли ли эти «ошибки»?

Безусловно, но нельзя сказать, что мы обратили внимание на замечания комментаторов, например, в интернете. Зрителей ведь много, если прислушиваться абсолютно ко всем, в итоге потеряешь себя. Для нас важны отзывы авторитетных специалистов, которым мы доверяем и которых уважаем. Например, на третьем спектакле был режиссер из Киева – Дубинин Константин Михайлович – это заслуженный работник культуры РФ. Он высказал свое мнение – для нас это было очень интересно.

А на какого зрителя вы рассчитывали, создавая этот спектакль?

В первую очередь на зрителя любопытного, интересующегося, читающего, думающего. Желательно, чтобы он имел представление о творчестве Набокова. Увы, не на того, кто смотрит сериалы и не читает книг. «Лолита» это не ширпотреб. Здесь нужно понимать и думать, возможно, не соглашаться с нашей трактовкой. На это способен настоящий театральный зритель, который хочет в чем-то разобраться, но, к сожалению, у нас их не так много. Тем не менее, хотя мы и взяли классическое произведение, все-таки нам хотелось подать его немного по-новому: например, наш ход «через киносъемку», у писателя этого, конечно же, нет. Последний монолог у нас идет с видео, в нем говорится о том, что всё равно люди будут любить, несмотря на трагедии.

Кстати о монологах, некоторые говорят, что они идут в ущерб действию в спектакле…

Сам роман Набокова – это один сплошной монолог – от этого нельзя полностью уйти.  Да и в принципе, действие в спектакле – это не передвижения по сцене или мельтешащие картинки. Если монолог актера воздействует на зрителя, и он его слушает – это уже действие.

Ваш спектакль оригинален своей трактовкой текста или его точным прочтением?

От текста мы не отходили. Все слова, произносимые актерами, можно найти на станицах романа. Наш спектакль оригинален по отношению к другим постановкам «Лолиты». До этого, они все были сосредоточены только на проблеме секса, я лично не видел других вариантов. Мы же использовали другой режиссерский ход: пытались проиллюстрировать мысль Набокова, что любовь не может быть пошлой.

Уже упоминалось о подходе «через киносъемку» это решение оправдало себя?

В театре им. Т.Г. Шевченко технически всё задуманное удается. Видео, свет, театр теней – все это играет на общий смысл. Если же говорить в идейном плане, то здесь дело в том, что нам не хотелось говорить просто о трагедии. Это будет слишком грустно и серьезно. Мы же разыгрываем ситуацию, предложенную Набоковым – она могла быть, а могла остаться лишь выдумкой. Актеры в финале встают и сами смотрят фильм, как бы созданный во время спектакля. Мы наблюдаем за трагедией, а не погружаемся в нее. В итоге остается надежда, что всё могло быть иначе.

К Гумберту у зрителя появляется сочувствие… А вот Ло показана настоящей Лилит-демоном. Не однобокий ли вышел образ?

Возможно, но только на первый взгляд. Многогранность этого персонажа прочитывается в последней встрече замужней Лолиты и Гумберта. В этой сцене актриса играет очень точно. Ведь она не отторгает его полностью, она тоже испытывает чувства. Здесь и проявляется весь объем. Сначала, как и все дети, она отвечает за свои поступки меньше, чем взрослые. Вот она и кажется однобокой, но последний диалог демонстрирует, что она стала заложницей своей тяжелой судьбы. Она просто играла и растерялась… В спектакле много проблем, в том числе и вопрос воспитания. Мать Лолиты, занимаясь только личной жизнью, позволила ей расти самой  по себе. Последствием стало такое поведение. В первом акте образ матери очень яркий: ее отношение к ребенку и к себе. В этом тоже проявляются грани сложного персонажа Лолиты. Спектакль многослойный, можно говорить о таких девочках, как Ло, отдельно о Гумберте, о матери… Мне кажется, режиссер должен оправдывать любого персонажа, так же как любой актер должен быть адвокатом своим роли.

Это третья масштабная работа Антона Меженина. Сейчас он уже строит планы на новые спектакли, и ждать мы должны чего-то совершенного иного. Возможно, камерная постановка, возможно комедия… а может и сказка.
Сейчас, остается только наслаждаться историей Набокова, постановку которой есть шанс увидеть в ближайшие дни.