«Наше поколение было счастливее...» – Светлана Немоляева

Даша Кунец. Фото: Ольга Иващенко  |  Четверг , 18 апреля 2013, 16:11
18 апреля советской и российской актрисе театра и кино Светлане Владимировне Немоляевой исполняется 75 лет.
«Наше поколение было счастливее...» – Светлана Немоляева

В интервью «Настоящему Дозору» актриса рассказала о своем творческом пути, жизни с мужем Александром Лазаревым и любимом увлечении.


Светлана Владимировна, расскажите о первой роли, помните ли Вы, как все происходило?

– В Большом театре я была задействована во всех спектаклях, во всех массовках. Я была влюблена в роль Нинки-воровки из спектакля «Аристократы» в исполнении Верочки Орловой, она виртуозно играла. Спектакль был порочным в своей идее – о том, как чекисты исправляют воров, что они (чекисты) золотые люди и переделывают нацию. Но в постановке спектакль был изумительным представлением, сама литература был просто сказочной. Поэтому, когда я посмотрела спектакль, то влюбилась в роль Нинки-воровки и мечтала о ней. И когда меня вызвали к себе Лев Наумович Свердлин и Виктор Тимофеевич Проклов и спросили, кого я хочу играть, я ответила, что хочу играть Нинку-воровку в «Аристократах». На что они оба рассмеялись, а Лев Наумович сказал, что хорошо, воровку ты играть будешь, но мы хотим тебе предложить роль Офелии. Тогда, как раз пришел в труппу Эдик Марцевич, который играл Гамлета, ему было не больше 23-х, и мне 21. И Лев Наумович отметил, что у нас самый молодой в мире Гамлет, поэтому и Офелия должна быть самой молодой (улыбается).



Так Офелия и стала вашей первой ролью?

– Не совсем. Впервые на сцену я вышла в спектакле «Маленькая студентка». Это был замечательный спектакль, созданный для молодежи, с песнями, шутками-прибаутками, с совершенно чудными коллизиями. Естественно, спектакль был о любви, о студенческой любви, о разных грустных и счастливых вещах… Спектакль был здорово поставлен, там тоже сыграла Верочка Орлова, тогда еще восходящая звезда.

Как вы думаете, отличается ли работа в театре того времени и сейчас?

 – Наше поколение было счастливым, потому что мы играли все, и болеть мы не имели права, тогда же не было никакого второго состава, мы тогда были незаменимыми (смеется). В то время действовала иная система – если ты пришел в театр, то тебя брали навсегда, и расстаться с человеком было непросто.



Что было самым сложным в вашей жизни и карьере?

 – Жизнь и творчество с Гончаровым. Несмотря на то, что все таблоиды говорят, что это была наша с Сашей безоблачная жизнь, что мы баловни судьбы, и что прожили от начала и до конца прекрасно, но это не правда, потому, что к баловням судьбы мы не имели никакого отношения. Так сложилось, что все в нашей жизни сложилось так в связи с разными обстоятельствами, и мы получили то, на что, наверное, имели право. Были как счастливые моменты, например, когда Саша получил главную роль в спектакле «Человек из Ламанчи». Он имел невероятный успех, но потом был и очень неприятный случай, когда Гончаров снял его со спектакля «Бег» и поставил в него Джигарханяна, несмотря на то, что понимал, каким это было ударом для Саши. Это был страшный поступок со стороны Гончарова, он даже не смог лично сообщить об этом решении, потому что Саша был непредсказуем в своей реакции. Я не такая, мне под силу было просчитать, понять и вести себя дипломатично, поэтому и вызвали меня, чтобы я потом передала эту страшную новость Саше. Мне было очень больно быть вестником такого, я видела, как он репетировал, блестяще все было и, на мой взгляд, идеально подходил на эту роль по типажу – такие же глазища, сухощавый, как и описывал Булгаков. Джига тоже был хорош, но Саша по типажу был идеален.



И как вы сообщили эту новость Александру Лазареву?

 – Весь путь к Саше я плакала, поэтому когда он меня увидел, сразу все понял. Он только сказал: «Нас поменяли с ним, да?». Это был страшный удар для него. Так что мы с ним совсем не безоблачную жизнь прожили. И потом, после «Бега» Саша все-таки сыграл и сыграл блестяще, и получил признание всего зала и всех критиков, но после он уже больше не захотел работать с Гончаровым. Театральный бог был к нам милостивым, и мы сыграли еще много хороших ролей, блестящие работы были. Жизнь была творческой, мы много играли, снимались.

Была ли в вашей жизни роль, о которой вы мечтали или мечтаете до сих пор?

– Не могу точно сказать. У меня было столько кинопроб и предложений, что каждая роль, в какой-то момент, была мечтой, чтобы меня утвердили, взяли. А в театре я зависела от распределения ролей, от репертуара. И все роли, которые мне предлагали, они мне подходили, и я их играла. Но вот в работе с Гончаровым, не скажу, что все роли прыгали мне в руки. И мне приходилось много ждать, но, волей судьбы, все желаемые роли приходили мне сами в руки, пусть и позже. Очень многие роли возникали в моей жизни не сразу, но все мечты сбывались, рано или поздно…



Не могу не затронуть роль Ольги Рыжовой в фильме «Служебный роман». Правда, говорят, что после выхода фильма ваша героиня стала любимицей всего Союза, и Вам приходили письма с благодарностью?

– Не знаю, насколько героиня стала любимицей, но то, что писали письма – это правда. Столько писем я никогда не получала. Видимо, женская судьба моей Оли стала очень близкой к судьбам женщин того времени, поэтому и получился такой отклик. Больше всего писем было от женщин с просьбой прислать им стихи, которые я читала в фильме. Это были неопубликованные еще стихотворения Беллы Ахмадулиной, она специально для фильма их привезла и я начитывала их буквально с рабочих листков Беллы.

Мне стало известно, что вы очень любите антиквариат. В Одессе уже побывали где-то, приобрели что-то?

– В Одессе я зашла в парочку магазинов, но еще ничего не купила. Это по привычке происходит, мы с Сашей очень увлекались этим. А потом стало некой приметой – после каждого фильма я покупаю себе, что-то на память, но не шмотку какую-то, которая потом пропадет, а вот предпочитаю реликвию. А после того, как Саши не стало, интерес ко всему пропал и так вот уже по привычке захожу, потому что всегда любила смотреть старинные вещи.

В общении Светлана Немоляева очень открытый и добрый человек, чувствовалось, что она до сих пор переживает потерю мужа – Александра Лазарева, что работа – главная отдушина ее жизни. Несмотря на ее хрупкое телосложение, аристократические манеры и утонченность поведения, Светлана Владимировна невероятно сильная духом женщина, обладающая большим желанием играть новые и новые роли. И сегодня, в ее день рождения, мы искренне желаем еще много-много лет не сходить с телеэкранов и театральных подмостков и радовать нас новыми потрясающими ролями.