«Читая стихотворение, я стараюсь передать состояние, в котором оно было написано. Вот и все», – поэт Андрей Орловский

Светлана Хлестова  |  Понедельник , 25 ноября 2013, 09:39
26 ноября поэт Андрей Орловский презентует в Харькове свой новый сборник «Обрыв». «Обрыв» – это триллер, поэтический триллер, не иначе», – пишет он в авторском комментарии. Накануне презентации Андрей Орловский пообщался с журналистом «Дозор. Афиши» и рассказал о творчестве, будущем романе и о том, чего ожидать от вечера в Харькове.
«Читая стихотворение, я стараюсь передать состояние, в котором оно было написано. Вот и все», – поэт Андрей Орловский

– Давно ли вы пишете стихи?
– Осознанно (то есть, полностью понимая, что и зачем делаю) – я пишу три года. Но этим трем годам предшествовал примерно такой же по продолжительности период интуитивного поиска. Поэтому честным ответом на этот вопрос будет ответ – три года, хотя хронологически правдивым – шесть лет.

– За это время, как, на ваш взгляд, изменилось ваше творчество? 
– Этот вопрос лучше всего задавать не мне даже, а моему читателю. Я считаю, что изменилось совершенно всё: ритмика, структура стихотворений, тематический и эмоциональный диапазон.

 

 

–  Расскажите о сотрудничестве с Сергеем Актушем, с которым вы записывали альбом. 
– С Сергеем мы познакомились зимой 2013 года, когда на протяжении нескольких месяцев работали над третьим сезоном проекта «Бабушка Пушкина». Однажды, в порядке случайности, мы решили записать одну пробную композицию, и результат совместной работы приятно удивил нас. Затем в течение полугода идея «Обрыва» разрабатывалась и воплощалась в жизнь. Последняя сессия звукозаписи состоялась 10 ноября.

 

 

– Почему вы решили озвучивать стихи? 
– Наверное, самый интересный вопрос за последнее время. Но тут лучше сменить акцент: почему я решил не просто что-то там озвучить, а озвучить именно эти стихотворения. Альбом среди множества других качеств обладает свойством целостности. «Обрыв» – это не просто десять стихов, это законченная история. И подвести черту под определенным этапом жизни я решил всеми возможными способами: стихами, изображением, звуком.

– Диск – физический носитель, который в последнее время не пользуется популярностью. В сфере музыки об этом говорят многие исполнители. Вы считаете, что такой способ передачи информации не отжил свое? Кроме того, считаете ли Вы, что поэзия, записанная на такой носитель, либо же в традиционном, печатном виде может претендовать на популярность, некую массовость, или это априори нечто элитарное?
– Нет, конечно, ни то и ни другое. Любой релиз – будь то книга или диск – это, в первую очередь, подведение некоторых внутренних итогов, возможность поставить логическую точку. Несмотря на то, что «Обрыв» – это часть грядущей книги стихов, он закончен и замкнут. Этим диском я подвел итоги одной из частей своего большого гипертекста.

–  Кого из современников вы можете назвать своим учителем в творчестве? 
– Современным поэтом, чьи идеи в наибольшей степени повлияли на моё формирование, является Леха Никонов. Учителя, как человека, который бы меня наставлял, направлял, конечно, нет. Разве в XXI веке может идти речь о преемственности литературных поколений? 

– Расскажите, пожалуйста, про грядущий роман и различия в литературной работе прозаика и поэта.
– Прозаик и поэт отличаются на уровне способа мышления. Проза, бесспорно, – более плоская, но при этом она и более иерархична, более сложна в своей организационной структуре. В то время как поэт, завершая определенную мысль, не заботится о её продолжении (это не входит в его работу и его компетенцию), прозаик обязан продолжать, связывать, помнить о миллионах деталей, его работа масштабнее, фундаментальнее, но за это он расплачивается поверхностностью.
На протяжении последних двух лет, помимо эссе, рассказов, заметок, я работаю над первым романом. Но из-за того, что речь идет о разных уровнях духовной и умственной организации, работать одновременно над стихами и прозой для меня представляется невозможным. К роману я вернусь полностью и окончательно после выхода книги стихов, т.е. весной 2014 года. Но я уже могу говорить как минимум о технической части романа – в нем я развиваю фабулу средствами, максимально близкими к поэзии.

– Расскажите о вашей авторской позиции в плане подачи стихотворений.
– Самой честной позицией по отношению к слушателю/зрителю мне кажется следующая: читая стихотворение, я стараюсь передать состояние, в котором оно было написано. Вот и всё.

– Сейчас вы живете в Москве. Считаете ли вы, что можно реализоваться только в большом городе?
– Нет, я так не считаю. Географическое положение не имеет никакого значения во время развитых информационных технологий. Нахождение в большом городе – это не возможность какой-то особенной реализации, но возможность быть в центре событий. А вот нужно это поэту или нет – зависит от того, зачем он пишет и какие цели перед собой ставит.

– Чего ожидать от презентации «Обрыва»? 
–  Мой голос, хорошие стихи, Пашу Алдошина с гитарой и живую, концертную энергетику.

– Какое ваше стихотворение на данный момент характеризует ваше состояние?
– «курить» и «холодно».