«Все то, что мы создаем, рассчитано на маргиналов. Нас не интересуют нормальные люди», - коммуна искусств «Гастроном»

Светлана Хлестова  |  Пятница , 24 октября 2014, 17:17
В Харькове появилась коммуна искусств «Гастроном». Мы поговорили с ее участниками: Ильей Крапивным, Просто Глебом, Ольгой Федоровой, - и выяснили, ради чего они объединились и чего ожидать от их следующего проекта: выставки-перформанса «Товары для дома». Она пройдет в свободном пространстве «дома.» 26 октября в 18:00.
«Все то, что мы создаем, рассчитано на маргиналов. Нас не интересуют нормальные люди», - коммуна искусств «Гастроном»

- Что такое коммуна искусств и чем она отличается от обыкновенных художественных объединений?

Просто Глеб: Начнем с того, что мы вовсе не художественное объединение. Мы поставили перед собой цель соединить различные направления искусства в нечто единое, многогранное, но вместе с тем общное.  Так что коммуна - это не мы, коммуна - это разные виды искусства, объединенные общей целью и территориально - нами.

 - Что обозначает название «Гастроном»?

Илья Крапивной: У слова "Гастроном" есть несколько значений. Лично мне нравятся два из них:  магазин, в котором осуществляется торговля продуктами питания; и знаток, разбирающийся в тонкостях изысканной пищи. Искусство - это товар. И сегодня искусство стало называться товаром неприкрыто, что приравнивает его к товарам других категорий, как мешок картошки, туалетная бумага и буханка хлеба. При всем при этом наивно было бы заявлять, что даже самый сильный роман Федора Михайловича более необходим обществу, чем рулон туалетной бумаги.

Если искусство - это товар, то лично я расставлял бы книги на одной полке с едой в супермаркетах, ибо это пища, но несколько иного уровня. Исходя из этого, определение "Гастронома", как знатока, который разбирается в тонкостях изысканной пищи, звучит весьма почетно.

- Что обозначает ваш логотип?

П.Г: Это квинтэссенция нас. Экстракт наших характерных черт, визуальное отражение сути нашей коммуны - идея объединения.

- Каким образом возникла коммуна искусств?

И.К: Примерно также, как возникает новый человек (смеется).

- Что вы имеете в виду под единством всех видов искусств?

Ольга Федорова:  То, что мы делаем - это синтез и симбиоз нас - носителей различных знаний, идей, стилей и направлений в искусстве.

Мы вкладываем в произведение каждого из нас ровно столько, сколько нужно, чтобы максимально точно выразить конкретную идею. Одинокий солист - это тихо и скучно. Хор, где множество разных голосов составляет целостное, оглушительно яркое единство - именно к этому мы стремимся.

И.К: Французский поэт Артю Рембо еще век назад говорил, что современному поэту мало быть одним человеком, он должен вмещать в себя сотни. К этому мы и стремимся. Да и вообще, люблю французов, очень уж много среди них выдающихся личностей.

- На какого зрителя вы рассчитываете?

И.К: Все то, что мы создаем, рассчитано в первую очередь на маргиналов. Меня не интересуют нормальные люди. Мне неловко находиться в компании с нормальными людьми. Они скучны своей правильностью. И сами же умирают в 30 от этой скуки. Нормальный человек мне неинтересен еще и своей неспособностью создавать. Здоровый человек просто не в состоянии придумать конфликт, а бесконфликтная литература... что ж, это тема для отдельного разговора.

- В пункте об аполитичности под меньшинством имеется в виду априори любое меньшинство? Даже если оно несет идеи вам противоречащие?

О.Ф: Говоря о меньшинстве, мы никогда не подразумеваем "оппозиция". Гастроном - не оппозиционен, мы не смотрим, куда дует ветер, чтобы специально пойти в противоположную сторону. Меньшинство в любом конфликте - будь то конфликт политический, религиозный, культурный или гендерный - это трезвый взгляд и здравый смысл. Меньшинство - это люди, которые знают, что мир пополам не делится. Вот кого мы всегда будем поддерживать.

- Почему вы считаете, что существует лишь одно толкование произведения искусства, и не считаете ли вы, что каждый воспринимает его через призму личного жизненного опыта?

И.К: Да, считаю. И точно также считаю, что субьективное восприятие не имеет подлинной ценности, в отличии от голоса автора. Более интересный вопрос заключается в том, как выделить именно ту идею, которую автор хотел донести до читателя, ведь художник, рисуя картину, порой рисует то, о чем даже не подозревал. В общем, наша точка зрения заключается в следующем - читая книгу, просто читай книгу, а не ищи в ней того, чего там нет.

- Что вы имеете в виду под «перестройкой души»?

О.Ф: Если бы я нарисовала то, что могло бы проиллюстрировать утверждение о "перестройке души", это был бы портрет человека, который смотрит одновременно всюду, на все 360 градусов вокруг себя, и еще на столько же внутрь. Призывая к революции и перестройке души, мы не говорим о разрушении существующего, мы скептичны по отношению к тем, кто проповедует бессмысленное разрушение. Мы не призываем снести дом, мы призываем взять инструменты и расширить комнаты, убрать перегородки, увеличить окна, чтобы дом наполнился светом и воздухом. Этим инструментом станем мы - Коммуна искусств "Гастроном".

- Насколько я знаю, первым вашем творением являлась постановка «Рыба». Расскажите о подготовке к ней, о том, как прошла премьера. И о вашей оценке реакции зрителя?

П.Г: Подготовка была очень долгой. Сценарий переписывался около 4-х раз, пока мы не пришли к идеальной форме подачи. Премьера "Рыбы в клетке" прошла на ура, зрителей было настолько много, что все не поместились в помещении, где проходила постановка. В целом, довольных, было гораздо больше, чем недовольных, но именно наличие недовольных дало нам понять, что мы движемся в верном направлении. А лучшее, что мы услышали о нашем антиспектакле, было в тот же вечер, когда мы часов в 12 ехали в полупустом вагоне метро, и к нам подсел парень, который сказал примерно следующее: "Я многого не понял, но ваша постановка дала мне тот самый ответ, который я искал, спасибо вам". Ведь мы и хотим этого - заставить человека думать, а не воспринимать рафинированный и простой для понимания современный театр, совершенно не напрягаясь.

И.К:  А еще, после премьеры один из зрителей подчеркнул, что использованная в постановке музыка довольно депрессивная, и по этой причине подарил нам бутылку вкусного вина, чтобы мы расслабились. Ну, мы и расслабились.

О.Ф: Думаю, каждый из нас получил колоссальное удовольствие от процесса создания постановки. Это было то самое событие, которое обязательно вспомнишь на больничной койке.

- Расскажите о своих будущих проектах.

П.Г: Наш следующий проект – выставка-перформанс "Товары для дома". Она пройдет в "Свободном пространстве дома" 26 октября в 18:00 по адресу ул. Чернышевского 63Д. Не думаю, что об этом стоит много говорить, зато посмотреть определенно необходимо.

О.Ф: Еще один из проектов, который находится в разработке - это серия антропоморфных статичных образов в сочетании с динамикой звукового- и медиа-сопровождения, в которой мы ставим под сомнение сам постулат "женщина - прекрасный пол". Мы задаем вопрос - обеспечивает ли наличие матки и молочных желез "по умолчанию" такие свойства духовного порядка, приписываемые женщинам, как красоту, мягкость, грацию, нежность? Или же все это - самообман?

И.К: А еще мы собираемся провести повторный показ спектакля "Рыба в клетке" в ЕрмиловЦентре. Он состоится 14 ноября в 19:00, за день до моего дня рождения. Так что праздновать буду на генеральной репетиции, что может быть лучше?! "Найди работу свой мечты, и ты никогда не будешь ходить на работу" - не помню, кто это сказал, но постепенно эта фраза становится моей реальностью.

После того как эти три проекта будут реализованы в Харькове, мы собираемся отправиться на небольшие гастроли по крупным городам СНГ.

И напоследок скажу, что в концепции "Гастронома" зритель является частью любого действия, так как без него все это было бы бессмысленно. По этому позволю себе выразить добродушное "спасибо" всем тем, кто поддерживает наше объединение.