Жить в Киеве или полететь на Луну: кураторская группа VIDSOTOK о том, как молодому художнику стать звездой
Кураторская группа VIDSOTOK – это Настя Хлестова и Антон Ткаченко. На счету у них два больших выставочных проекта – в Харькове («Не ешь желтый снег») и во Львове («Возраст. Город. (Не)известность»). Выставка «Базовые знания о мире (современного искусства)» - уже вторая в нашем городе. Открытие состоится 6 сентября в 18.30 в АРТ подвале Харьковской Муниципалки.
- Расскажите подробнее о проекте, как он называется, работы каких художников в него вошли?
Антон: Он называется «Базовые знания о мире (современного искусства)». Вошли туда работы разных художников из разных городов Украины: у нас есть львовянка Ира Баранова, парень из Одессы – Максим Финогеев, днепрянин Ян Бидный и Оля Федорова из Харькова.
- Этот проект – продолжение предыдущих?
Настя: Первоначально так и планировалось: мы хотели, чтобы этот наш проект был связан с львовскими художниками, которые будут выставляться в Харькове, но потом мы долго над ним думали и пришли к выводу, что интереснее поговорить о проблемах всех молодых художников.
Но в определенной степени он продолжает нашу идею, потому что он о том, что молодые художники существуют, но им сложно проявляться на фоне арт-среды.
- Этой же теме были посвящены прошлые проекты?
Н.: Оба наших больших выставочных проекта – «Не ешь желтый снег», «Возраст. Город. (Не)известность», - были направлены на то, чтобы не очень известных художников представить широкой публике.
- Насколько результативными в плане репрезентации молодых художников оказались эти проекты?
А.: Я думаю, что изменения и есть, и нет, потому что наш проект напоминает процесс естественного отбора: мы берем художника, работаем с ним, ведем с ним диалог, после чего случается сам выставочный проект, а после него мы понимаем, что вот этот художник с нами будет работать, а этот не будет, причем это выбор самого художника. Есть авторы, с которыми мы работаем, и они развиваются очень активно, есть художники, которые в процессе работы понимают, что это им вообще не нужно. По сути, наш проект – фильтр, который помогает понять, что нужно человеку, а что нет.
Н.: Первый наш проект «Не ешь желтый снег» был достаточно давно, и, по сути, из всех художников, с которыми мы тогда работали, сейчас мы сотрудничаем с Никитой Филоненко. Несколько позже мы начали сотрудничество с Олей Федоровой, и до сих пор она участвует в наших проектах. И это не связано с тем, что остальные художники плохие, это связано с тем, что они по-другому развиваются. Но мне кажется, любая наша выставка дает определенное поле узнаваемости: те люди, которые пришли на нашу выставку, увидели их, потом, вспоминая о молодых художниках, будут думать о тех, кого они увидели у нас.
Кроме того, две художницы, с которыми мы работали во Львове, – Оля Лисовская и Аня Мананкина – сейчас поехали в резиденцию в Клементовице, потому что мы сотрудничаем с ее организаторами. То есть вот это включение молодых художников в общение в арт-среде – это важно.
- Давайте поговорим о тех, с кем вы начинаете работать в рамках этого проекта. Кто эти новички и как вы с ними познакомились?
А.: Очень интересно, потому что, для нас абсолютно новые люди – Ира Баранова и Ян Бидный. Ира приехала в Харьков, мы даже не знаем зачем, и мы увидели ее стикер. Я Насте говорю: «Хороший стикер», а она мне сказала: «Так вот же эта девочка, давай познакомимся». И мы познакомились с ней, она нам показала свои рисунки, и мы ее пригласили. Ян работал в Одессе на улице, он рисовал картинки баллончиком – нам они понравились , и мы подошли и предложили участие в выставке.
- Ваша выставка посвящена проблемам молодых художников, территориально она объединяет авторов со всей Украины – значит ли это, что проблемы у всех схожие?
Н.: Да, потому что, на самом деле, когда отправляли им тексты, которые войдут в экспозицию, некоторые из них писали: «Да, это про меня».
А.: Также есть какие-то небольшие отличия, связанные с их медиа, которые они используют в своих работах: то есть проблемы молодого художника, который рисует картины, и проблемы молодого художника, который делает фотографии, все равно немножко разнятся. А в нашей выставке художники, которые используют абсолютно разные медиа.
- Давайте об этом поговорим. Кто что представляет?
Н.: Это в большей степени кураторский проект: он будет наполнен текстами, и они будут содержать как цитаты самих авторов, так и информацию, собранную мной или Антоном за годы работы в этой сфере. Собственно, у каждого художника мы взяли работу, которая наиболее полно для нас его представляет.
У Иры мы взяли несколько графических ее работ, а у Яна, когда мы его увидели, нас сильнее всего впечатлил процесс создания его работы, потому что это то, чем он зарабатывал, и то, что он показывал. Поэтому в наш проект вошла не сама работа, а видео о том, как она создается. Он работает с баллончиками и он очень быстро это делает: сначала кажется, что он создает абстрактную работу, но по мере добавления красок они становятся все более и более конкретными. С Максимом и Олей несколько другая ситуация: их работы рассказывают скорее не о том, кто они и чем они занимаются, а о проблемах, с которыми они сталкиваются. Например, у Максима будет проект, который посвящен сложностям работы с институцией.
Оля создала проект специально для нашей выставки. Это будет «проект в проекте». Это рефлексия о нашем с Антоном нереализованном проекте.
- Кроме взаимодействия художника и институции, вы говорите о том, что есть проблема взаимодействия художника со зрителем. Расскажите об этой проблеме подробнее.
А.: Начну издалека. В Украине есть культура, в ней есть свои звезды – люди, которые что-то делают, это очень популярно, и они заявляют, что хорошо, а что плохо. Есть институции, которые поддерживают этих людей и помогает им заявлять, что хорошо, а что плохо. А у людей, которые еще не попали в такую ситуацию, когда они стали гиперпопулярными, постоянно спрашивают: а зачем ты это делаешь, а что ты делаешь, а кому это нужно. И ты начинаешь каждому человеку объяснять, что это такое. Это объяснение и является проблемой взаимодействия между художником и зрителем. Зритель, приходя на что-то и понимая, что он не знает писателя/ художника/ актера, оказывается в ситуации некого культурного вакуума. И художник должен заполнить этот культурный вакуум между собой и зрителем заполнить. Процесс его заполнения и является этой проблемой.
- Это проблема только молодых художников?
А.: Как правило, да. Потому что если ты занимаешься чем-то всю жизнь, тебе лет 60 или 70, ты взрослый дядечка-художник, вряд ли к тебе кто-то подойдет и спросит: а зачем ты это делаешь. Ведь ты на это жизнь положил.
Н.: Мне кажется, что в Украине это проблема не только молодых художников, но и всех художников, потому что у людей не очень высокий уровень художественного образования.
- Благодаря своим проектам вы надеетесь эту проблему решить?
Н.: Я уверена, что я не смогу решить эту проблему сама. Более того, я понимаю, что наша выставка не будет интересна всем людям, потому что она о сугубо профессиональных проблемах. Но проследив за посещаемостью галереи, я поняла, что туда чаще всего ходят люди, которые разбираются, и им будет это интересно.
А.: По большому счету, это выставка-игра, зритель видит не только работу художника, как конечный результат, а он еще и видит сопроводительный текст, который рассказывает о создании этой работы или о проблеме создания этой работы. Я надеюсь, что это повысит ценность художника в глазах зрителя. Ты не только видишь красивую или некрасивую картинку.
Н.: Важно, что день открытия выставки совпадает с днем начала «Кураторского интенсива» - образовательной программы для молодых кураторов, которую проводит Муниципальная галерея. Так как в это время соберутся кураторы из разных городов Украины – возможно, это станет началом интересного диалога с ситуацией вокруг молодого искусства.
- Вы упоминали, что с проблемами, о которых вы говорите, уже не сталкиваются т.н. «звезды». Как стать звездой искусства?
Н.: Для начала, надо жить в Киеве… (смеется). В Киеве даже молодым художникам гораздо легче: больше площадок, более образованная публика…
А.: Как стать звездой? Можно полететь на Луну… На самом деле, это так и происходит: ты либо летишь на Луну, либо ты становишься «земной пылью». Кто-то считает, что нужны деньги, кто-то – что нужен супер-талант, кто-то – что правильная реклама. Но единого рецепта я не знаю.
Н.: Мы не очень разбираемся, как стать звездой. И вся наша работа нацелена на то, чтобы это понять. Мы создаем круг общения для художников, которые еще не совсем в тусовке.