Отец Федор Воскобойников: Очень жаль тех людей, которые не понимают смысла Пасхи

Юлия Остапенко  |  Пятница , 22 апреля 2011, 18:54
Клирик Свято-Благовещенского кафедрального собора - о праздновании Пасхи, языческих традициях и запугивании силой бесовской.

24-го апреля Праздник Светлого Христова Воскресения, Пасха, - главное событие года для христиан всего мира. Праздник, к которому христиане готовятся в течение предшествующего Пасхе сорокадневного поста.

О традициях празднования корреспондент «Городского Дозора» разговаривал с православным священником.

Отец Федор, как переводится Пасха?

С еврейского языка означает «выход, исход»

Т.е. получается, что можно говорить Пейсах, можно говорить Пасха? 

Просто есть такое понятие, как трансформация слова в другом языке. Как, например, имя Христа на еврейском звучит Иешуа, а на греческом - Иисус. Мы приняли греческий вариант. И ничего более. 

Где берет свое начало традиция печь куличи, красить яйца?

Думаю, что это преобразовавшаяся языческая традиция. Т.е. мы знаем, что в языческих верованиях нашего народа была эта ритуальная еда, которая обозначала совершенно другие языческие вещи. В культуре православной меняется символика, семантика этих предметов. Яйцо, например, символизирует воскрешающую жизнь. 

Пасхальные куличи, которые сегодня продаются в магазинах, да и те, что пекут люди в домашних условиях, имеют форму цилиндра. Почему именно такая форма у кулича?

Цилиндр, мне кажется, - больше сохранение древних традиций, опять-таки языческих, которые в православии могут переосмысливаться. Тот же круг – символ вечности. 

Получается, что церковь приняла языческие традиции? 

Она их не приняла, а переосмыслила. Мы знаем, что праздник Рождества Христова установлен в праздник зимнего солнцестояния. Т.е. , в чем суть, когда церковь воцерковляла различные языческие народы? Этот принцип похож на тот, когда прививается к дереву какой-то росточек… к неплодоносному дереву прививается плодоносная веточка. Берутся какие-то языческие празднования, и, разрушая их языческую структуру, прорастает смысл православный. 

Означает ли это то, что нигде не установлено, каким именно должен быть состав кулича?

В уставе об этом ничего не сказано. Это народная традиция, которая в православии переосмыслена. 

Получается, что и буквы на куличах и яйцах ХВ (Христос Воскрес), тоже необязательны?

Про это тоже нигде не написано.

Если это народные традиции, тогда как понять, для чего мы святим куличи и яйца?

Церковь воспринимает это как всякую вещь… В церкви всякую вещь ведь можно освятить. Та еда просто напоминает нам о Празднике, о Воскрешении Христа, но какого-то священного значения она не несет, как, например, определенные продукты, которые несут именно Богослужебное и священное значение.  

Например?

Просфора, как тело и кровь Христова, которые подаются под видом хлеба и вина, артос (большой хлеб с изображением креста с терновым венком, в знак победы Христа над смертью, или образ Воскресения. Это один из древнейших символов Воскресения Христа – Авт.).

Получается, что все-таки есть какие-то обязательные продукты, которые необходимо освятить на Пасху? 

Нет, таких обязательных продуктов нет. Артос заготавливается самой церковью, это не люди приносят. Но потом людям раздается, обычно в конце Пасхальной недели.

  А что касается освещения куличей, то есть молитва "во еже благословити сыр и яйца". 

А почему яйца необходимо красить?  

Согласно преданию, первое пасхальное яйцо Святая равноапостольная Мария Магдалина преподнесла римскому императору Тиберию. Когда Мария пришла к Тиберию и объявила о Воскресении Христа, император сказал, что это так же невозможно, как и то, что куриное яйцо будет красным, и после этих слов куриное яйцо, которое он держал, стало красного цвета.

В этом году, как и в прошлом, католическая Пасха совпадает с православной. Это что-то означает, либо же это просто совпадение дат?

Это просто арифметическое совпадение. Каждая из церквей – и католическая, и православная - имеет свой Пасхальный календарь. В обоих календарях свои принципы вычисления Пасхи. Никакого символического значения в этом церковь не усматривает. 

Переходя из плоскости духовной к вещам более материальным. Что можно святить в церкви на Пасху, а что нельзя?

В принципе, все можно освящать, и спиртное… Вот в Псалтыре есть такие слова «и вино веселит сердце человека». Т.е. вино, в Богослужебном уставе, в Типиконе, когда речь идет о трапезе, что вкушают после праздника монахи, потому, что Типикон, прежде всего устав монашеский.

Помню, когда мы с Вами встречались в прошлый раз, вы говорили, что спиртное святить категорически запрещено. Ваше мнение изменилось?

Просто я же не говорю о водке, коньяке… Это приносить не нужно.

Но, в то же время Вы говорите, что вино можно?

Вино разрешается употреблять, а освящать его совершенно не обязательно, но можно.

А есть какой-то определенный набор, который можно приносить освящать?

Кулич, яйца, мясо… Но мясо нельзя в храм заносить, не положено. Вино.

А дома на столе должны быть какие-то определенные блюда?

Нет, такого нет. Но тут у каждого народа есть свои традиции. Они не регламентированы Уставом.   

Самое главное – Богослужение, которое является самым главным в православии. Есть литургия, причастие. Это самое главное. И в принципе весь смысл Пасхи выражается в Богослужебных песнопениях. Очень жаль тех людей, которые этого не знают и не понимают. Не хотят знать. Т.е. люди, которые просто пришли, заняли место на улице, чтобы батюшка пришел и освятил, а службу не слушают. Это очень печальное явление. Самое главное, что когда человеку начинаешь объяснять, он говорит, что понимает, но не может.

Возможно, опасаются физической нагрузки? Ведь это целая ночь на ногах…

Возможно. Но опять-таки есть множество бабушек, которые стоят всю Пасхальную службу. Решимость нужна. Тут происходит чисто духовная борьба: человек запугиваем в какой-то степени силой бесовской, которая пытается ему сказать, мол, не иди, это тяжело, зачем это тебе и т.д. Посвятишь куличи - и этого достаточно. Но если человек это пересилит и придет в храм, то получит гораздо большее от празднования Пасхи.  

Интервью с главным Раввином Харькова и Харьковской области о том, как празднуют великий Пейсах иудеи, читайте здесь.  

Также, о том, как празднуют Пасху католики читайте в интервью с Епископом Харьковско-Запорожской Диецезии Римско-Католической Церкви в Украине, Владыкой Марьяном Бучеком.