Ректор должен знать, где найти деньги на науку – Т. Кагановская
Основной объем работ по возобновлению юридической науки и образования в университете лег на плечи молодого кандидата юридических наук Татьяны Кагановской, которая в 2001 году возглавила кафедру правоведения, открывшуюся сначала в рамках философского факультета, пишет Mykharkov.
О том, какие вызовы стояли перед юридическим факультетом и Каразинским университетом в целом тогда и теперь, и на что стоит обратить внимание новому ректору, беседуем с деканом юрфака, претендентом на должность ректора Харьковского национального университета им. В.Н. Каразина профессором Татьяной Кагановской.
Татьяна Евгеньевна, университет после реформы 1920 года потерял медицинский и юридический факультеты. Но ведь в течение первых ста лет большую часть выпускников Харьковского Императорского университета составляли именно врачи и юристы...
Т.К.: С момента возникновения университетов в средневековой Европе в их структуры обязательно входили юридические факультеты. Очевидно, государству рабочих и крестьян были не нужны люди с пониманием своих прав и развитым правосознанием. Вследствие волюнтаристского классового подхода большевиков к высшему образованию классические университеты были уничтожены, а их факультеты реорганизованы в самостоятельные высшие учебные заведения.
К примеру, медицинский факультет Харьковского университета был «слит» с Женским медицинским институтом Харьковского медицинского общества и преобразован в Харьковскую медицинскую академию. Судьба юридического факультета сложнее: сперва его перевели в Институт народного хозяйства, на базе которого в 1930 году возник Институт советского строительства и права, переформатированный позднее в Харьковский юридический институт.
Идея возродить юридический факультет в университете принадлежит ректору Вилю Бакирову?
Т.К.: Виль Савбанович — стратег и визионер, собиратель активов Харьковского университета. Кстати, по первому образованию он юрист, выпускник Юридической академии. Он видел свою миссию в том, чтобы в полной мере вернуть университету статус классического в изначальном, исконном его понимании. И когда украинские высшие ученые заведения получили рычаги самоуправления, такая возможность открылась. После позитивного кейса с медицинским факультетом и приобретением университетом учебного корпуса на площади Свободы — бывшего здания военной академии имени Л. А. Говорова — настала очередь и юридического факультета.
Нужно понимать, что больше нигде в мире не существует ни медицинских, ни юридических институтов как самостоятельных учебных заведений — как правило, это факультеты в престижных университетах, которым уже не одна сотня лет. По моему мнению, максимально оправданной и эффективной формой обучение является именно университетское образование.
Мне повезло войти в команду единомышленников Виля Савбановича, поучаствовав в возрождении юридического факультета в составе университета в 2004 году. Этому предшествовало создание в 2001 году кафедры правоведения в рамках философского факультета. Весной 2004 года были также открыты кафедра уголовно-правовых дисциплин и кафедра гражданско-правовых дисциплин. Учитывая то, что прием на первый курс студентов дневной формы обучения по специальности «правоведение» и смежным специальностям в 2004 году превысил 200 человек, министерство разрешило создание юридического факультета в Каразинском университете.
Задача была исключительно сложной: в городе, где уже более 70 лет работала профильная Юридическая академия, где готовилась Конституция Украины, создать полноценный факультет, имеющий авторитет в юридическом мире Украины и за ее пределами, готовящий юристов от бакалавра до доктора юридических наук. Мы шаг за шагом ставили себе такие задачи. И у меня есть все основания говорить, что мы достойно справились с этими задачами.
Что из себя сегодня представляет юридический факультет Каразинского университета?
Если в 2001 году в университете вообще не было студентов-юристов, а первый набор на юридический факультет составил 34 человека, то сейчас на факультете высшее образование получает более чем 900 студентов. Работает пять мощных кафедр и юридическая клиника, в составе которых – более 70 преподавателей, из них 20 докторов наук, 49 кандидатов наук и три Заслуженных юриста Украины.
В общем, мне есть что записать в актив за эти 20 лет. Но самое главное, это мощная команда в Каразинском университете, которая в меня верит. Именно потому я приняла решение стать кандидатом на пост ректора университета.
В академических кругах звучала мысль о том, что ректора-женщины в истории Харьковского университета еще не было.
Позвольте, мы все-таки в ХХІ веке! Гендерные стереотипы характерны скорее для традиционных обществ, а не для прогрессивной университетской корпорации. Кроме того, в университете много женщин и среди деканов и заведующих кафедр, и среди профессоров и доцентов. А для меня вообще нет вопроса гендера. Скорее вопрос о компетентности, опыте и человеческих качествах.
Традиционно у его штурвала становились представители точных наук... Это так?
Это тоже из сферы стереотипов. И ответ на ваш вопрос прост. Давайте вспомним, что первым ректором Харьковского Императорского университета был филолог Иван Степанович Рижский (1805-06, 1808-11 гг.). Имена филолога, родоначальника украинской сатиры и баллады Петра Петровича Гулак-Артемовского (ректор в 1841-49 гг.) или историка Дмитрия Ивановича Багалея (ректор в 1906-11 гг.) также известны далеко за пределами Харькова. Список неполный, но тенденцию вы понимаете?
Посмотрим кто возглавляет современные западные университеты. Например, президент Гарвардского университета Лоренс С. Бекоу — профессор экологии, президент Йельского университета Питер Салова — профессор психологии, президент Принстонского университета Кристофер Л. Айсгрубер — юрист, профессор конституционного права, как и президент Колумбийского университета профессор Ли К. Боллинджер, президент Пенсильванского университета, профессор политологии и социологии Эми Гутман, президент Корнелльского университета, профессор компьютерных наук, информатики и лингвистики Марта Л. Поллак, президент Брауновского университета профессор экономики и публичной политики Кристина Пэксон. И так далее.
Серьезные ученые, но представители разных наук. Мы же понимаем, что все науки общественно важны?
Считаю, что ректором может быть представитель любой науки, но с одним уточнением: это должен быть лидер, опытный менеджер и хороший администратор. Ректор должен создать условия, когда наукой в университете заниматься можно, нужно и полезно. Однако развитие науки требует активного финансирования — и ректор должен знать, где найти эти средства.
Стало быть, Вы знаете где их искать?
Необходимо сохранить все хорошие наработки, которые есть в университете. В конечном итоге, Каразинский университет один из лидеров в Украине по количеству привлекаемых средств на научные исследования. В сравнении с западными университетами это не так много, но в украинском контексте это ощутимо. Важно, что университет вкладывает деньги в закупку нового научного оборудования, активно сотрудничает с харьковскими (и не только) академическими институтами Национальной академии наук Украины. Стабильно выигрывает конкурсы на финансирование фундаментальных научных тем. Не удивительно, что Каразинский входит в лидеры по количеству публикаций наших ученых в ведущих наукометрических базах, таких как Scopus и Web of Science. Все это – не случайно. Благодаря мощному научному потенциалу университета на факультетах, институтах, в научно-исследовательских институтах и т.д.
Однако, пределов для совершенства нет. Есть точки роста и возможности, которые стоит развивать и усиливать.
Направлений для поиска инвестиций в научную базу сегодня несколько. И начинать стоит с юридического сопровождения научной деятельности, обеспечения авторских прав и защиты интеллектуальной собственности собственных разработок университета.
Проблема всей постсоветской науки в том, что университеты мало занимались грамотно продуманной коммерциализацией и внедрением научных разработок — для этого существовали отраслевые научно-исследовательские институты. Сегодня эту функцию могут взять на себя бизнес-инкубаторы и научные парки — хороший кейс в этом отношении есть у харьковского «Института монокристаллов». Они смогут справиться с задачей оперативного и эффективного внедрения в экономику передовых научных идей и разработок, а также обеспечить условия для развития стартапов студентов Университета. Важный момент: на этапе коммерциализации результатов научных исследований необходимо освободить ученых в отношениях с заказчиками от опеки администрации, распространив практики осуществления хозрасчетных научных исследований на основании гражданско-правовых договоров.
Необходимо использовать возможности всех разрешенных законом источников поступления средств, в том числе, целевых международных программ (безопасности, экологических, энергосберегающих и т.д.), грантов, краудфандинговых программ, благотворительности. Не стоит отказываться и от возможностей государства. В Украине реформируется направление финансирования науки, но Национальный фонд исследований может финансировать многие научные проекты — университет сегодня в конкурсах на их получение достойно смотрится, регулярно получая поддержку. Темпы, безусловно, необходимо наращивать, подходя к диверсификации источников финансирования научной базы более системно и масштабно.
Традиции университетской автономии требуют справедливого распределения средств, заработанных факультетами и институтами в результате научных исследований и предоставления образовательных услуг. Подразделение, которое привлекает деньги в исследования, должно иметь возможность получить значительную часть из них для собственных нужд – справедливые пропорции будем определять совместно. И важный вопрос – упрощение администрирования «финансов на науку» в университете. Это то, чем стоит заниматься, чтобы как можно больше времени оставалось на научные исследования, как можно меньше сил уходило на организационные и бухгалтерские дела.
Сегодня при выделении бюджетных мест приоритетом для государства являются университеты с более высоким баллом ЗНО. В этой системе координат отмирание части украинских высших учебных заведений в обозримом будущем неизбежно. Что будет происходить с их зданиями, научной базой, профессорско-преподавательскими коллективами?
Места ходят за студентами. Там, где абитуриентов меньше – там и денег (в том числе, бюджетных) меньше. Лучшие преподаватели, не видя перспектив в родном университете, начинают активно смотреть по сторонам. Идет естественный процесс укрупнению Alma Mater. В Украине под три сотни высших учебных заведений. Еще пять-семь лет — и процесс укрупнения станет необратимым. Выживут лучшие и сильнейшие. И если такие университеты не заберёт под свое крыло университет Каразина или харьковский политех — их судьба очень печальна.
Каразинский университет может сильно разрастись уже в среднесрочной перспективе. Я говорю сейчас о банковском институте и региональном институте госуправления, которые не так давно присоединились к университету. Есть немало проблем с процедурой присоединения, однако эти институты — это сильные и перспективные научно-педагогические коллективы, новые интересные направления образования и науки, новые возможности для внутриуниверситетской кооперации. Университет продолжит переговоры и поиск возможных схем кооперации с харьковскими учебными заведениями, вовлечения их в орбиту нашего университета на различных условиях. Мы должны усиливаться и сберечь все самое лучшее, что есть в харьковской высшей школе!
И здесь, как никогда, важна правовая работа, лоббирование, работа с народными депутатами, профильным министерством... В конечном итоге, для нормального развития образования необходимо расширять правовое поле — старое законодательство (в том числе, и закон «О высшем образовании») уже в значительной степени устарело.
В последнее время упорно ходят разговоры о том, что государство, сокращая в очередной раз расходы на высшую школу, может оптимизировать доплаты за ученые степени и звания...
Под словом оптимизация вы подразумеваете их отмену? Государство уже довольно продолжительный период обеспечивает только часть бюджета университета. Я осознаю все сложности финансового характера, с которыми мы сталкиваемся сейчас. И буду стремиться при выборе приоритетов для инвестиций прислушиваться к мнению каждого факультета и института. Основными индикаторами станут улучшение условий обучения и труда, прежде всего научных исследований там, где существуют потребности в значительном финансировании исследовательской базы. В частности, в случае отмены доплат за научную степень и ученое звание университет найдет возможность их сохранения за свой счет.
С началом пандемии, под предлогом тяжелой экономической ситуации, в которую попали высшие учебные заведения, во многих университетах, к сожалению, стало нормальной практикой отправлять сотрудников в отпуск за свой счет и сокращать оплату нагрузки, не уменьшая ее по факту. То есть, к примеру, преподавателю оставили 0.75 ставки, а предметов, которые он читает, осталось столько же. Понимаю, что справедливая оплата труда — это важный и болезненный вопрос для всех сотрудников университета. Будем придерживаться взятых на себя обязательств, стремиться материально поощрять дополнительную нагрузку. В качестве постоянного приоритета буду создавать необходимые условия для профессионального и научного роста научно-педагогических и научных работников. В частности, нужно предусмотреть стимулирование работников, которые от имени университета участвуют и побеждают в международных научных и образовательных конкурсах и программах, усилить стимулирование за публикацию серьезных статей в признанных научных изданиях.
Источником для пополнения специального фонда, который давно уже превысил бюджет, выделяемый университету государством, является, прежде всего, контрактное обучение?
Мало кого сегодня интересует, откуда берутся средства на отопление зданий университета зимой. Многим кажется, что эффективнее во время сильных морозов отправить студентов на дистанционное обучение и таким образом сэкономить деньги. Однако, если не внедрять энергосберегающие программы, то их не будет и через пять лет. Параллельно необходимо искать средства и диверсифицировать потоки, за счет которых можно пополнить специальный фонд.
Кроме студентов-контрактников, важным источником дохода для университета является международное партнерство — в частности, подготовка иностранных студентов. Вполне уверенно можно говорить, что университет – стратегически важное, экспортно-ориентированное предприятие, так как поставляет свою образовательную продукцию в более чем 60 стран мира. Мы готовим более 4000 иностранных студентов! Они приезжают в Харьков, инвестируют в наш город, забирают в свои страны частичку Украины и, в частности, Харькова у себя в сознании и душе. Да, 90% иностранных студентов сейчас проходит обучение на медицинском факультете — такова конъюнктура. Хотя к их подготовке привлекаются преподаватели со многих факультетов. Пока, к сожалению, учиться физике или химии из-за рубежа к нам едут единицы. Но потенциал же есть. И этот потенциал необходимо раскрывать. И всемерно усиливать. Каразинский университет — единственный университет Украины, который входит в ТОП-500 авторитетного международного рейтинга QS (и не случайно, и седьмой год подряд), потому мы можем быть заметны и интересны.
Важно учитывать препятствия и проблемы, с ними работать. Например, в прошлом году в Харькове была делегация из Сингапура, который активно хочет развивать у себя ядерную энергетику. Велись переговоры о том, чтобы отправлять к нам на обучение за счет государства до 10 человек ежегодно. Гости посетили ННЦ «Харьковский физико-технический институт» и физтех, им все очень понравилось. Два вопроса были тяжёлыми, с ними надо было работать: проблемы безопасности в прифронтовом Харькове на фоне периодических эскалаций военного конфликта на Донбассе и условия жизни в университетском общежитии на Пятихатках. В итоге решили отправлять студентов в Германию. Создать при наличии инвестиций приемлемые условия жизни в общежитии для иностранцев, конечно же, не проблема. Разъяснить и убедить, что Харьков – удобное и безопасное место для обучения тоже возможно.
Еще одна статья доходов – это международные проекты и программы. Например, Программа ЕС «Горизонт Европа» (ранее ГОРИЗОНТ-2020), «Эразмус+» и др. Участие в таких проектах позволяет улучшить инфраструктуру и материально-техническую базу, дает возможность дополнительного заработка преподавателям и ученым, усиливает научное сотрудничество и, конечно, повышает международный авторитет университета, в т.ч повышая его рейтинг на международной арене.
Так а сколько иностранных студентов проходит обучение в университете?
Каразинский университет имеет договора на сотрудничество в сфере образования, науки и культуры с более чем 200 университетами и международными партнерами, среди первых университетов мира пописав Хартию «Magna Charta Universitatum», которая касается защиты академических свобод и университетской автономии, активно участвует в деятельности Всемирной и Европейской ассоциаций университетов, учит более 4000 иностранных студентов, аспирантов и докторантов, готовя кадры для 60-ти стран мира. Не по наслышке знаю о подготовке иностранных студентов, так как на юридическом факультете учится немало иностранцев.
Исторически Каразинский университет давно стал площадкой для иностранных студентов. Мы в числе лидеров в Украине по количеству иностранных студентов. И у нас громадный опыт работы в этом направлении. Важно отметить, что для нас — это шанс развернуть передовую университетскую клинику для медицинского факультета, усилить уникальный для украинских реалий медицинский симуляционный центр, закупить оборудование для лабораторий и т.д. Считаю, что это направление необходимо всячески развивать, расширяя не только спектр специальностей, но и стран.
Необходимо открывать информационно-консультативные центры Университета на целевых образовательных рынках, чтобы в привлечении иностранных студентов опираться на полноценные партнерские отношения с местными правительственными и коммерческими структурами, посольствами и агентствами. Определенный опыт в этом отношении у нас есть.
К примеру, в прошлом году Каразинский университет открыл в Китае совместный центр, партнером которого выступил мощный китайский университет — Ханчжоуский педагогический университет. Китайцы хотят изучать математику, биологию, геологию, физику и химию. И желательно без выезда за рубеж. Они предложили, чтобы наши преподаватели приезжали в Китай и учили на английском их студентов там. Казалось бы, все заинтересованы в сотрудничестве: оба университета, преподаватели (которые получают за семестр в Китае столько же, сколько за 5 лет в Харькове), китайские студенты. Однако мы столкнулись с тем, что законодательством Украины не предусмотрена выдача диплома государственного образца иностранным студентам, которые не приезжают на украинскую территорию. Необходимо готовить соответствующие поправки в закон «О высшем образовании», и есть понимание как это делать. И для этого есть эксперты!
Недавно было принято Постановление Кабмина, разрешающее иностранным университетам создавать свои филиалы в Украине. Возможно, это решит проблему?
Как уже было сказано, сегодня университет уже сам может создавать филиалы или совместные образовательные институции за рубежом. Это перспективно, ибо контингент, который будет там учиться, к нам, скорее всего, никогда не приедет. Рекрутинг студентов для филиалов университета и преподавание в них может стать неплохой возможностью привлечения средств в развитие университета, а для преподавателей это — дополнительный заработок. Именно создание своих филиалов за рубежом позволит выйти на новые ниши на рынках образовательных услуг в Азии и Африки, найти новых партнеров, создавая принципиально новые площадки для сотрудничества, в том числе в будущем для научных проектов на качественно новом уровне.
Что касается совместных филиалов с иностранными университетами в Харькове, то и такое сотрудничество может быть эффективным, если будет реализовываться на паритетных основаниях.
Также Каразинский университет имеет достаточно опыта для установления двусторонней мобильности студентов, аспирантов, докторантов, преподавателей и ученых на паритетных, а не ассиметричных основаниях, как часто бывает в Украине, когда какой-либо украиснкий университет выступает поставщиком магистрантов, аспирантов или молодых ученых для престижного европейского университета.
У нас есть возможности, чтобы активизировать деятельность по реализации двусторонних и многосторонних международных договоров о сотрудничестве с ведущими университетами и научными центрами Европы и мира, развивать программы академического обмена, совместного обучения студентов по лучшим мировым стандартам (в т.ч. так называемых программ «двойных дипломов»), усилить и поддержать международную кооперацию ведущих ученых с целью включений в передовые научные исследования. Для этого необходимо сосредоточиться на проектах, которые требуют объединения интеллектуальных усилий ученых из разных областей в одной команде и дадут нам возможность использовать высококачественную исследовательскую и экспериментальную базу зарубежных коллег для достижения совместных значимых научных результатов. Это абсолютно реально в век глобализации. Объединения ученых 4-5 стран в рамках одного проекта уже стало нормой, поскольку это оптимизирует расходы на проведение исследований для каждой страны-участницы.
Не будут ли такие практики усиливать процесс «оттока мозгов» из Украины в более успешные страны?
Это — частный случай свободы человека на передвижение, которая называется «академическая мобильность», и университеты это всячески поощряют. Мир глобален, и процесс этот не сдерживает даже пандемия.
Сегодня высшим достижением, особенно для выпускников естественно-научных факультетов, является возможность продолжить образование или научную работу за пределами нашей страны — в престижном университете Европы или США. Университеты таким образом инвестируют ресурсы в специалистов, которые будут развивать, скорее всего, не отечественную науку. И если те же медики или юристы останутся в Украине и будут работать по своей специальности, то физики и математики, если они достаточно квалифицированные специалисты, с большой вероятностью, уедут.
Думаю, что в ближайшие годы ключевой задачей будет создание преемственности кадров, поддержки сложившихся научных школ и традиций, которые годами создавались в университете и могут быть своего рода «точками роста».
Университет будет делать ставку на поддержку молодых ученых и готов организовывать для них стажировку за рубежом в ведущих университетских и научных центрах. Мы заинтересованы в том, чтобы наши кадры возвращались в Украину.
Сегодня студент выбирает факультет по результатам ЗНО: куда хватило баллов. Иногда уже на первом курсе его ждет разочарование, поскольку это не совсем то, о чем он мечтал. Чтобы помочь ему сориентироваться в Alma Mater, раньше существовал институт кураторов. Насколько он актуален сегодня?
Как правило, первокурсники воспринимают куратора, как классного руководителя в школе. В современных условиях более актуален институт тьюторов или менторов, действующий в западных университетах. Функцию тьютора или ментора при этом могут выполнять, в том числе, и студенты старших курсов.
В чем я вижу перспективу таких институтов. Задача ментора или тьютора — помочь студенту правильно выбрать образовательную стратегию: подсказать, какие именно межфакультетские дисциплины сделают его образование более интересным и полезным, какие умения необходимо приобрести, чтобы стать классным специалистом, в будущем. Для этого можно и нужно приглашать наших выпускников, добившихся успехов. Студенты едва ли прислушиваются к родителям, считая их «олдскул», они ищут себе авторитетов среди тех, кто посоветует, как эффективно добиться чего-то в жизни уже в среднесрочной перспективе. Необходимо повысить роль в этом Ассоциации выпускников, которая является лицом Университета в мире, привлекать их к исследовательской деятельности, организации практики студентов, экспертной работе.
Задача тьютора — помочь студенту сформировать индивидуальную образовательную траекторию сочетая базовые знания и умения (hard skills) с адаптивными (soft skills), на основе лучших европейских практик и инновационных образовательных программ, в том числе междисциплинарных, познакомить его с культурой академической добропорядочности. Важным фактором здесь станет внедрение на базе всех институтов и факультетов университета краткосрочных, информационно насыщенных, практически направленных сертифицированных образовательных программ, которые будут оперативно реагировать на изменение конъюнктуры рынка профессий.
Каждый, кто делает карьеру и хочет быть успешным, будь то врач, менеджер или учитель, заинтересован в Life Long Learning — обучением в течение всей жизни. Как в университете обстоят дела с последипломным образованием?
В современном мире любому человеку необходимо постоянно совершенствовать свои навыки, чтобы развиваться. Кроме того, есть такая категория, как учителя и врачи, которые раз в три года обязаны проходить курсы повышения квалификации. Это направление в университете, безусловно, необходимо усиливать. У нас для этого есть все необходимое: профессиональные кадры, аудитории, образовательный продукт. Мы могли бы предоставить серьезный пакет для всех чиновников, педагогов, менеджеров, etc — курсовую подготовку. Например, курс бизнес-администрирования для учителя, который решил создать свою частную школу и ему необходимо понимать процессы, которые происходят в бизнесе.
И студенты, и преподаватели в силу известных обстоятельств сегодня находятся в не совсем комфортном положении — причем не только украинские университеты, но и весь мир. Горькие шутки о качестве дистанционного образования становятся уже притчей во языцех…
Не все так плачевно. Наши преподаватели весь свой опыт и умение, свои силы и знания ежедневно вкладывают в обучение студентов в новых для себя условиях. Благо, есть технологии видеоконференций, электронные платформы для организации обучения, электронные библиотеки и т.д. Поверьте, для преподавателей работы не стало меньше – ее, как раз, стало больше.
Вместе с тем, верю, что уже в ближайшем времени удастся вернуться к привычной форме обучения — по крайней мере, что с 1 сентября мы уже будем встречаться в аудиториях университета. Если не на потоковые лекции, которые могут быть и в режиме видеоконференции, то для семинарских и практических занятий — точно.
Тем более, что есть категории студентов, для которых практическая составляющая — принципиальна. Как говорят наши студенты-медики, дистанционное образование без практики не то, что не учит — оно «отупляет». Процесс обучения из получения знаний и навыков превратился в утилитарный набор баллов. И если теорию так еще можно освоить, то с практикой возникают проблемы. Хирург не может вправить руку в режиме онлайн, а физик — провести практические занятие. Такая же ситуация с лабораторными опытами и химиков, и биологов. Мой муж заканчивал химический факультет, сын учится на физтехе, поэтому я прекрасно понимаю, насколько необходимы практические занятия.
Уже сейчас необходимо так перестроить учебный процесс, чтобы, к примеру, у студентов-медиков была возможность малыми группами работать в Симуляционном центре. Пока это самый доступный вариант, ведь мы — единственные в Украине, у кого благодаря нынешнему ректору Вилю Савбановичу Бакирову, есть такая база практики.
Если смотреть глобально — важно, чтобы не было императивного запрета на посещение высшего учебного заведения, за которое государством предусмотрена ответственность.
С другой стороны, как говорится, «не было счастья, да несчастье помогло». Еще вчера мы и надеяться не могли, что виртуальное участие наших студентов и преподавателей в международных конференциях станет реальностью. Проблемы с компенсацией расходов на поездки как туда, так и на привлечение зарубежных лекторов к нам, чего греха таить, возникали часто. Сейчас же у студентов есть возможность слушать известных международных лекторов — профессионалов своего дела. То есть, даже из сегодняшней ситуации при желании можно извлекать плюсы.
Вызовы, с которыми столкнулась отечественная система здравоохранения в течение последних двух лет, подтвердили актуальность создания такого медицинского центра как Университетская клиника. Что скажете?
Университетские клиники сегодня во всем мире находятся на переднем крае борьбы с такими угрозами, как пандемия. Я обеими руками поддерживаю создания под крышей университета такого учреждения. Современная Университетская клиника станет базой практики студентов-медиков, научных разработок и исследований, а также улучшит медицинскую защиту студентов, сотрудников и преподавателей университета. Это очень перспективное направление.
Для практикующего врача сегодня открыто стоит вопрос: или продолжать работать в вузе и потерять врачебную надбавку, или сосредоточиться на практике. Будем искать возможность компенсаторов, поскольку мы заинтересованы, чтобы на медицинском факультете в ХНУ Каразина преподавали профессионалы-практики.
В своей программе Вы обещаете за 2-3 года осуществить качественный прорыв в управлении студенческими общежитиями. Каким образом можно сегодня повысить комфортность проживания иногородним студентам?
Студент может учиться только тогда, когда для него созданы необходимые условия — в том числе, и для проживания. Решение данного вопроса требует четкого алгоритма, выдержки, настойчивости, ежедневной работы, отказа от популизма.
Выход прост: простой путь — наводить марафет, сложный, но правильный путь — планово внедрять программы комплексного ремонта общежитий. Чтобы идти по этому пути, необходимо находить поддержку органов местного самоуправления — у нашей команды есть четкий план работы в этом направлении.
Какие шансы в обозримом будущем для модернизации спортивного комплекса «Каразинский»?
Проект его реконструкции три года назад был оценен в 200 млн грн. Объективно такой суммы в бюджете университета нет. Поэтому здесь необходимо рассчитывать на средства Государственного Фонда регионального развития, министерств, городского и областного бюджетов.
Получить субвенцию города на реконструкцию стадиона и общежитий вполне реально. У Харькова сегодня катастрофически не хватает легкоатлетических арен — стадион «Динамо» расписан на год вперёд. Однако его хватает только на ДЮСШ, училище и академию физкультуры. Если городские власти помогут нам достроить стадион в обмен на возможность для детей и студентов других вузов и детских школ заниматься легкой атлетикой в центре города — университет с радостью ее предоставит.
Как Вы видите общественную и культурную миссию Каразинского университета?
Более 200 лет назад создание в Харькове Университета изменило жизнь города и всего региона. Эти традиции нам следует продолжать и развивать. Однако время ставит новые вызовы. От университетов общество ожидает осуществления гражданской миссии — содействие социальным преобразованиям.
Необходимо поддерживать и развивать украинскую культуру, культурные традиции, воспитывать патриотизм. Широко использовать культурно-просветительские, воспитательные и профориентационные возможности музейного комплекса Каразинского: Музея истории университета, Музеев археологии, астрономии, природы, Центра краеведения, Центра современного искусства ЕрмиловЦентр, Художественной галереи имени Генриха Семирадского, Центра интерактивной науки Ландауцентр, Ботсада. Это позволит выполнять важную общественную миссию — формирование у украинской молодежи и иностранных студентов завтрашней философии жизни и профессиональной деятельности.
Наш университет — площадка для всевозможных инициатив, которые необходимо всячески поддерживать. Абитуриенты и школьники должны начинать ходить в университет Каразина задолго до поступления. В уникальной экскурсионной программе выходного дня необходимо задействовать студентов, сотрудников и преподавателей университета для знакомства всех желающих (в первую очередь — будущих студентов) с Alma Mater. С другой стороны, это — дополнительные средства в развитие инфраструктуры университета, оплаты труда сотрудников.
Университет всегда служил оплотом критического мышления и центром притяжения людей творческих и одаренных, должен таковым и оставаться. Здесь должно быть самое авангардное искусство, звучать самые интересные идеи и концепции, передовые спикеры, которые смогут «прокачать» как действующих студентов, так и будущих.
Музеи и центры университета должны стать площадками для коммуникации профессиональной среды и широкой общественности через использование новейших технологий популяризации своих архивов и коллекций, развитие междисциплинарных проектов, внедрение инновационных методов работы. Это — основа культурно-просветительской деятельности университета.