В Одессе показали с высоты уникальные казацкие кладбища (ВИДЕО)

Воскресенье , 18 апреля 2021, 19:49
На окраинах Одессы сохранилось несколько кладбищ, основанных выходцами с Запорожской Сечи в XVIII веке еще до официального основания города после серии русско-турецких войн.
В Одессе показали с высоты уникальные казацкие кладбища (ВИДЕО)

Как выглядят эти места в Одессе сейчас - в видеоролике издания "Одесский Курьер", снятом с беспилотника. Поднимаемся в воздух на квадрокоптере над Хаджибейским лиманом и его дамбой, летаем над селом Усатово, Большим Усатовским кладбищем, Одесским нефтеперабатывающим заводом, Хаджибейской дорогой и Шкодовой горой с линией камышового, 20-го, трамвая, смотрим на одесскую Пересыпь и приземляемся на старинном Сотниковском кладбище.

К моменту, когда территория Северного Причерноморья между Южным Бугом и Днестром окончательно вошла в состав Российской империи по итогам Ясского мирного договора 1791 года после очередной русско-турецкой войны, эти земли не пустовали. Здесь в довольно большом количестве жили бывшие запорожские казаки, которые после ликвидации в 1775 году Запорожской Сечи бежали "под турка" куда глаза глядят. Так возникли поселения казаков за Дунаем (Задунайская Сечь - как организованное военно-гражданское политическое образование) и поселения казаков на нынешних окраинах Одессы и в долинах рек Большой и Малый Куяльник, которые затем стали основой Черноморского казачьего войска. Часть таких казаков даже носила фамилию Черноморец (в том числе и предки автора этих строк). 

Одним из таких "узлов" казацких поселений стали предместья маленького турецкого портового города Хаджибей - будущей Одессы. В последние годы своего владычества в Северном Причерноморье власти Османской империи всячески способствовали повторному заселению этих мест - так как во время русско-турецкой войны 1768-1774 гг. русские войска оккупировали эти места, а оседлое местное население было принудительно переселено куда подальше - в том числе на Дон. А кочевавшие здесь различные скотоводческие народы сбежали сами. Поэтому, когда в 1774 году воцарился очередной мир, то перед турками встала проблема населения - которая уже через год решилась сама собой "благодаря" Екатерине II. 

Так или иначе, по обеим сторонам Пересыпи Хаджибейского лимана (тогда оба "одесских" лимана назывались Куяльницкими, от чего остались названия рек - Малый и Большой Куяльник) после 1775 года прослеживаются поселения по склонам Шкодовой горы - три Куяльницких хутора, Усатовские и Нерубайские хутора. Последние из них затем постепенно превратились в два крупных села - Усатово и Нерубайское. А Куяльницкие хутора тоже разрослись до трех небольших поселков, а затем уже во второй половине XIX века вошли в состав Одессы. 

Совершенно естественно, что все три этих населенных пункта стали "полноценными" - в них построили церкви, велись приходские метрические книги, были созданы кладбища. 


 

Сотниковское кладбище

В Куяльницких хуторах свое кладбище сохранилось до нашего времени, хотя самое последнее захоронение на нем было еще в 1965 году. От когда-то довольно большого по площади кладбища, раскинувшегося на склонах Шкодовой горы, уцелел относительно небольшой участок площадью около 16 соток. Остальное было снесено во время строительства выше на склонах нефтеперерабатывающего завода или же во время жилой индивидуальной застройки вдоль Хаджибейской дороги. На нем современные исследователи выявили, в том или ином виде, чуть более 200 захоронений. Это кладбище называется Куяльницким или Сотниковским - от фамилии одного из первых похороненных здесь казаков Сотниченко. Он явно был сыном сотника Запорожских или Черноморских казаков. И самая заметная из сохранившихся могил - могила хорунжего (сотника) Черноморского казацкого войска, с высеченной из камня булавой, лежащей на подушке. 

Самое старое из них - 1791 года, хотя есть версии, что оно даже 1771 года - из-за неразборчивости надписи на ней - "Здсъ погрєбнъ рабъ Божи младенцъ Иоанъ року Божія 1771" (или 1791). Вот тут как раз версия о 1791 годе более уместна по целому ряду причин. Во-первых, массовое заселение окрестностей будущей Одессы казаками началось после 1775 года, что уже "отбивает" версию 1771 года. Тем более, что кладбище, скорее всего, было основано как раз после 1775 года. А во-вторых, при достаточно высокой детской смертности могила для младенца в 1791 году - достаточно обычное явление. 

Сейчас здесь можно выявить несколько десятков типов различных крестов, высеченных из добытого тут же камня-известняка. Среди них преобладают "греческий" и расширенный кресты, а также различные вариации по мотивам рыцарских крестов. Иногда они дополняются снизу полумесяцем, который также можно трактовать как якорь. Кресты четырехконечные, в основном, но есть также шести- и восьмиконечные - в меньшем количестве. Популярна солнечная символика - либо солнечные "лучи" высечены из камня между концами креста, либо применяется даже более древний, еще языческий, знак - крест, заключенный в солнечный круг.  Часть расширенных крестов имеют форму трапеции, треугольника, прямоугольников с прямыми, закругленными или ступенчатыми гранями - они символизируют крест на Голгофе.

32 надгробных креста на Сотниковском кладбище - уникальны. Их форма больше нигде не прослеживается, по крайней мере, в пределах сохранившихся старинных казацких кладбищ юга Украины.

На данный момент на Сотниковском кладбище из 205 могил сохранились надписи на 33-х. Хотя неподготовленный человек зачастую не разберет эти надгробные надписи, или даже вообще не заметит их наличия. Они очень пострадали от времени - стерлись под действием ветра и осадков, или даже от вандализма. Подавляющее большинство надписей - на украинском или церковнославянском языке. Форма стандартная. Надпись обычно начинается с фразы "здесь почивае раб Божій", затем идут имя и фамилия с годом смерти, после чего можно встретить криптоним "ІН ЦЙ", что означает "Ісус Назарянин Цар Йудейський" (или "Юдейский"). 

В Куяльницких хуторах в свое время была своя церковь - Вознесенская, освященная в 1809 году. Ее метрические книги велись с 1809 по 1822 годы. Затем центром прихода стала Рождественско-Богородицкая церковь в соседнем селе Усатово. В общем, метрические книги содержат 531 запись о захоронениях на Куяльницком (Сотниковском) кладбище с 347 фамилиями. Около двух третей фамилий - чисто украинские или казацкого происхождения. В их числе - 18 фамилий потомков или однофамильцев известных представителей Запорожской казацкой старшины или есаулов в генеральском звании Черноморского войска, таких как Дорошенко, Черный, Лысенко и других. 

Сотниковское кладбище впервые было на серьезном уровне описано еще в начале 1990-х одесским краеведом Романом Шуваловым. До этого на него еще в 1920-х гг. обратил внимание археолог Михаил Болтенко во время своих исследований и раскопок Усатовской культуры. И с тех пор старое кладбище почти постоянно является предметом научного интереса историков. Его постоянно поддерживают в порядке местные жители, студенты-историки и представители различных общественных и казацких организаций. С 2017 года ведутся попытки включения кладбища в список памятников культуры национального значения. До этого, в 2016 году, Одесское областное управление охраны культурного наследия внесло кладбище в список областных памятников культуры как "нововыявленный" объект, чему способствовали исследования упомянутого Шувалова, а также уже современные исследования Тараса Гончарука, Сергея Гуцалюка и других. Однако, по состоянию на 2021 год Сотниковское кладбище, по данным Одесской ОГА, все равно не находится на балансе ни у какой ответственной за это государственной или муниципальной структуры - то есть, юридически, является бесхозным.


 

Большое Усатовское кладбище

Перенесемся в соседнее Усатово. Здесь, на окраине села, на верхней кромке склонов Шкодовой горы, находится аналогичное старинное казацкое кладбище. Оно значительно больше по площади Сотниковского и является действующим сельским кладбищем. Это кладбище тоже было основано в конце XVIII столетия - вокруг одного из старинных курганов Усатовской археологической культуры.

Впервые Усатовское кладбище именно как исторический объект исследовал примерно сто лет назад Михаил Болтенко - занимаясь изучением Усатовской культуры. На Шкодовой горе тогда оставалось 18 или даже больше могильных курганов. 18 из них были с каменными кромлехами, еще два - без них. Созданы эти курганы были примерно в 2400-2000 гг. до нашей эры - то есть, 4100-4500 лет назад.

На нем и сейчас, среди массы могил местных жителей современного периода, можно встретить сотни казацких захоронений в виде каменных крестов или даже колонн, в том числе ростральных. Но из этих нескольких сотен старинных захоронений - не более 50 уцелевших без повреждений.

Дело в том, что местные жители, особенно в последние два-три десятилетия, массово уничтожают старинные каменные кресты и даже пытались срыть курган в центре кладбища.

Вокруг одного из них и начали хоронить своих покойников поселившиеся здесь после 1775 года казаки. Сейчас этот курган является археологическим памятником национального значения. В 1973-74 гг. Большое Усатовское кладбище благоустроили жители села Усатово и поселка Куяльник.

В период 1990-х гг., сразу после обретения Украиной независимости, были попытки со стороны украинских общественных организаций поддерживать в порядке и как-то восстанавливать здесь старые казацкие могилы. Но после примерно 2000 года, вместе с массовым ростом населения села Усатово, эти попытки сошли на нет.

А в 2018-2019 гг. даже были зафиксированы попытки срыть курган ради новых могил.

Хотя, еще в 2017 году Институт национальной памяти рекомендовал внести это кладбище в список национальных памяток. Правда, с тех пор ни Министерство культуры, ни Одесская облгосадминистрация не предприняли никаких решительных шагов в этом направлении. Единственной мерой стало предписание от профильного управления ОГА в адрес Усатовского сельсовета о "приведении в порядок" территории мемориального кладбища.


 

О еще одном таком казацком кладбище - в селе Нерубайское, мы рассказывали отдельно.


 

Размер и детализация креста напрямую зависели от материальных возможностей покойника. Иными словами - чем богаче был человек, чем более высокий пост он занимал, чем более высоким авторитетом он пользовался - тем больших размеров был крест, тем больше мелких деталей, требующих долгой и кропотливой работы камнереза, там было.

А могилы казацкой старшины вообще отличались от традиционных крестов.

Разнообразие форм крестов именно в Одессе и ее окрестностях объясняется меньшей трудоемкостью вырезания их из местного камня-известняка - в отличие от центральных регионов Украины и Поднепровья. К тому же, близость моря давала казакам массу дополнительных занятий вроде мореходства, рыболовства, службы на флоте - чем можно объяснить, например, часто встречающуюся тематику якорей и ростральных колонн.

В целом, на казацких кладбищах около Одессы и на ее окраинах преобладают количественно захоронения первой половины XIX века - пока еще были живы те казаки, которые бежали с Запорожской Сечи, их дети и внуки. Примерно с 1850-1860-х гг .традиции установки каменных казацких крестов постепенно сходят на нет.