«Никто не порешает»: харьковский бизнес берет под контроль ситуацию на дорогах области
Так было и во время аварии на Окружной дороге Харькова 25 ноября, где фура упала на автомобиль такси и просто его раздавила. Погибло три человека, в том числе трехлетняя девочка, а водитель грузовика был под действием наркотических веществ.
Кто-то называет это «эпидемией», которая настигла город, где многие водители чувствуют безнаказанность. Другие настаивают, что это не только харьковская проблема – нарушают правила везде, менять нужно ситуацию по всей стране. Но пока дело коснется всего государства, в Харькове бизнесмены решили взять под контроль ситуацию на дорогах. Они создают общественную организацию и зовут на помощь всех неравнодушных.
Что произошло на Окружной
Буквально через несколько часов после ДТП в сети появилось видео, где видно все детали происшествия на перекрестке Окружной дороги и Салтовского шоссе. Его опубликовала Харьковская областная прокуратура.
Автомобиль MAN, груженый отходами подсолнечника, едет на красный сигнал светофора. За перекрестком фура врезается в легковой автомобиль, который ехал на свой зеленый свет. После удара грузовик проехал еще несколько метров, завалился на левую сторону, зацепил еще одну фуру, которая стояла на встречной полосе. После чего автомобиль окончательно упал и раздавил такси.
Помимо погибших в такси 49-летних мужчины и женщины и трехлетнего ребенка, пострадало еще пять человек. Всего в аварии участвовало три легковых авто и два грузовика.
26 ноября в Офисе генерального прокурора сообщили, что 41-летний водитель фуры из Запорожья был в состоянии наркотического опьянения опиатами и каннабиноидами. Сейчас он задержан. Обвинители поменяли квалификацию статьи. Теперь уголовное производство будут проводить по ч. 4 ст. 286-1 УК Украины. Речь идет о нарушении правил безопасности дорожного движения лицом, управляющим транспортным средством в состоянии наркотического опьянения, повлекшее смерть нескольких пострадавших.
Пешеходы под колесами и смерть на проспекте
Харьковский. Месяц назад 26 октября на проспекте Гагарина в Харькове произошло ДТП, которое заставило буквально оцепенеть всю страну. 16-летний подросток Николай Харьковский на внедорожнике Infinity на скорости проехал перекресток на красный сигнал светофора и буквально снес автомобиль Chevrolet, который ехал на свой зеленый.
58-летний водитель легкового автомобиля погиб на месте, а трое пассажиров внедорожника (19-летние парни и 16-летняя девушка) оказались в больнице с тяжелыми травмами. А вот 16-летнему водителю госпитализация не понадобилась, он отправился в СИЗО.
Конечно же, подросток сел за руль автомобиля без прав. Сейчас он находится в СИЗО, идет досудебное расследование. Возмущенное общество требовало ответственности не только для Николая, но и для его родителей. Собственно, так и произошло. В Харьковской областной прокуратуре решили привлечь к ответственности родителей Николая Харьковского. В их отношении открыли уголовное производство по двум статьям. Первая — статья 287 УК Украины за допуск к управлению транспортным средствами людей, которые не имеют права управлять им. Вторая — статья 166 УК Украины о невыполнении родителями обязанностей, что повлекло тяжкие последствия.
Пострадали подростки. 11 ноября в центре города на перекрестке пр-та Науки и ул. Тобольской под колесами внедорожника Land Cruiser оказались два подростка. 13-летние парень и девушка переходили дорогу по пешеходному переходу. А в это время внедорожник продолжал двигаться, не сбавляя скорость, въехал в пешеходов. Первой сбил девушку, которая отлетела от машины, а парня внедорожник протянул под собой еще несколько десятков метров и потом только остановился.
К счастью, подростки живы, но были госпитализированы с сотрясением мозга и ушибом мягких тканей. Девушке зашивали голову.
Сначала появилась информация, что за рулем авто был сын главы Харьковской РГА. Но позже оказалось, что это не так. Во время наезда автомобилем управлял 39-летний мужчина, который в 2021 году был осужден за кражу на три года с испытательным сроком на один год. Об этом сообщили в ГУ Нацполиции в Харьковской области.
Сам водитель заявил полицейским, что отвлекся на телефон, поэтому и произошло ДТП. А в моче у него нашли метадон. Сейчас идет досудебное расследование,
Ситуация на дорогах ужасает, а статистика тем более — с начала 2021 года в области произошло 165 аварий с летальным исходом.
Что с этим делать?
Бизнес. Сразу после аварии с Николаем Харьковским бизнесмен Юрий Сапронов на своей странице Facebook опубликовал пост о том, что он вместе с коллегами-предпринимателями и юристами будут сопровождать семью погибшего и представлять их интересы в суде.
Позже эта инициатива переросла в общественную организацию, которая сейчас проходит регистрацию. «В наблюдательном Совете будет 30 харьковских бизнесменов. Без депутатов (исключение Игорь Черняк), без чиновников. Мы не будем входить ни в какие общественные Советы при любых органах власти. Это самоорганизация граждан. Заниматься будем исключительно ПДД и безопасностью движения на дорогах Харькова и области….Никто не уйдёт от ответственности, никто не порешает, никто не договорится», — написал Юрий Сапронов.
Власть. Собирались в Харькове и народные депутаты, где провели выездное заседание Комитета Верховной Рады по вопросам правоохранительной деятельности, по вопросу безопасности на дорогах. Там руководитель Харьковской областной прокуратуры Александр Фильчаков заявил, что в регионе на четверть выросло количество случаев, когда за рулем транспортного средства был подросток.
По результатам заседания в Раду решили направить такие предложения: ужесточить ответственность за нарушение ПДД, которое повлекло гибель людей; внести поправки в закон про амнистию к 30-летию независимости Украины, чтобы Николай Харьковский не попал под нее; принять закон, по которому половина денег от штрафов за нарушения ПДД будет поступать в местные бюджеты, а тратить их будут на установки камер на дорогах.
Эксперт. Как рассказал нам вице-президент ОО «Общество участников движения», глава Общественного союза защиты пешеходов Виктор Козориз, в нашей стране должна быть система управления безопасностью дорожного движения. А пока в Украине ни один госорган полностью не отвечает за весь комплекс проблем, которые влияют на безопасность на дорогах.
«Раньше это была Госавтоинспекция. Коррумпированная структура, на которую много жаловались водители. Но она исполняла свою санитарную функцию. То есть ГАИ целенаправленно обнаруживала и убирала с дороги опасных водителей. Сейчас эти функции частично переданы Патрульной полиции. Но кроме безопасности дорожного движения у нее есть много других функций. И безопасность дорожного движения у них далеко не на первом месте», — говорит Виктор Козориз.
Как эту проблему решают в Европе? Там есть агентства или советы по безопасности дорожного движения, которые постоянно занимаются этим вопросом. «Они разрабатывают политику, меры по повышению безопасности движения, проводят огромную профилактическую работу. У нас это делают ситуативно, когда происходит какое-то резонансное ДТП, тогда начинают что-то демонстрировать, показывать работу. Но все это работает частично и полностью не решает проблему. Речь идет об отсутствии программно-целевого подхода в решении проблемы», — объясняет Виктор Козориз.