Наши каскадеры в Голливуде: бьют машины вместо Бонда и пьют с Кроу

О том, что каскадер — это человек, который делает всю самую сложную работу «за себя и за того звездного парня»‚ знают многие. Но вот то, что русские профи давно уже рискуют своими жизнями (и даже получают за это «Таурус» — в мире каскадеров то же самое, что «Оскар» для актеров) за иностранных знаменитостей: Тома Круза, Мэтта Дэймона, последнего Бонда Дэниела Крэйга и других‚ известно далеко не всем. Вот мы и решили, что страна должна знать имена своих героев. К сожалению, украинцев среди них нет — только наши северные соседи. Как признался в интервью газете "Сегодня" директор Лиги каскадеров Украины Назар Майборода: «За границу нас просто не пускают. У них там свои каскадерские ассоциации и чужаки не приветствуются. В свою очередь, мы точно так же пытаемся держать Крым, не допуская в него посторонних».
Узнали мы, за сколько готовы рисковать каскадеры своими жизнями. И надо сказать, что за эту рисковую работу они получают отнюдь не громадные деньги. Кроме того, оказалось, что в России специалисты по трюкам по-прежнему не очень ценят свои жизни. Страхуются через раз и даже наивно верят в поговорку: «Ломается тот, кто застрахован». Мол, подписав бумаги по страховке, ты тем самым на себя беду накликаешь.
В Голливуде же каскадера без страховки на съемочную площадку на пушечный выстрел не подпустят. Слишком велик риск того, что тот расшибется, и тогда вся ответственность ляжет на плечи режиссера и продюсеров — то есть тех, кто давал «добро». И если в этой ситуации у них лишь заберут лицензию, а не посадят — считай, повезло.
КАК ПОПАСТЬ: НА ПЛОЩАДКУ
По правилам Голливуда: если ты не член профсоюза, то в кино тебе путь заказан. А попасть туда можно, лишь снявшись в трех фильмах. Такой себе замкнутый круг. Впрочем, несколько вариантов «как попасть» все равно имеется. Один из самых нечастых: по приглашению. Именно так вышло с Валерием Деркачом: «В «Идентификацию Борна» я попал очень просто. Американцы всем российским каскадерам прислали заявку на участие, устроили своеобразный тендер. Требовалось описать трюки, сделать раскадровку. Что я и сделал. Им понравилось, и меня пригласили».
Сняться в рекламе, ибо это дает возможность получить профсоюзную карточку. Так было с каскадером Владимиром Орловым. Благодаря рекламе он и смог получить «зеленый свет» на участие в своей первой американской картине «Самолет президента».
По протекции (Виктор Иванов и его сын). Но не из-за того, что ты такой классный парень, а потому, что ты профи и в буквальном смысле готов гореть на работе и делать действительно опасные трюки. В этом случае стоит запастись терпением. Так как бюрократические проволочки по получению грин-карты могут занять до трех лет.
ИВАНОВ: БЫЛ БОРНОМ И БОНДОМ
Наш каскадер (справа). Даже внешне похож на Мэтта Дэймона
Мартин Иванов дважды был супершпионом. В трилогии о «Борне» он заменял Мэтта Дэймона (за что и получил две статуэтки «Тауруса»), а в «Кванте милосердия» — агента 007 Дэниела Крэйга. Правда, от работы в бондиане у Иванова остался легкий привкус горечи: «Мы два месяца снимали одну из заглавных гонок: потратили $22 000 000, разбили в пыль штук 15 «Альфа-Ромео» и 5 дорогущих «Астин-Мартинов». Короче говоря, сняли одну из самых эффектных гонок в мире кино. И что? На экран вышли аж четыре минуты из всего этого безумия. При этом потерялась вся острота — получилась такая себе обычная гонка. Обидно».
От «Борна» у Мартина (такое голливудское имя ему дал отец Виктор, с измальства затачивавший младшего Иванова под фабрику грез) послевкусие осталось куда более приятное. «Честно говоря, в первого «Борна» попал по протекции отца. Он им тогда сказал: «Мой сын — копия Мэтта». Те не поверили, а когда увидели — ахнули (после чего во второй и третьей частях Мартин стал главным дублером голливудской звезды). И трюки были хорошие, и заработал прилично. Помните, в «Превосходстве Борна» «Мерседес» на скорости залетает под грузовик? За рулем «мерса» был я, и за этот трюк мне заплатили $5000». Ну а самым высоким гонораром Мартина стали приятные $80 000. Правда, получил он их не за отдельный трюк, а за фильм в целом («Ультиматум Борна»). В 2012 году зритель вновь сможет увидеть Иванова в роли Борна — в четвертой части саги.
ПАУЭЛЛ: «В УКРАИНУ — НИ НОГОЙ»
На съемках. Постановщик боев в «Бульбе» получил нервный срыв
У каждой медали есть оборотная сторона. И далеко не все голливудцы остались в восторге от работы с нашими ребятами-каскадерами. К примеру, знаменитый постановщик боев Ник Пауэлл («Самурай», «Храброе сердце»), которого пригласили сделать батальную картину в «Тарасе Бульбе», поведал нам следующее: «Я работал в 21 стране мира. Но нигде мне не было так тяжело, как в России и Украине. Здесь люди просто не ценят время. Не понимают, что значит выполнять свои обязательства в срок и точно! Здесь то взрывы не гремят, а если и гремят, то не там. То каскадер не может понять, чего я от него добиваюсь, то нужных людей нет на месте — потому что они изволили вчера перепить и теперь им нехорошо». Все это довело неподготовленного к нашим реалиям Пауэлла к нервному срыву, когда в один из дней он просто плюнул на все и уехал восвояси.
Известный каскадер Филимон Иордаки (не единожды дублировавший и Тома Круза, и Микки Рурка с Кевином Костнером) оценил наших трюкачей, что называется, с прохладцей: «Им не хватает размаха и фантазии. И банальной практики. А где, спрашивается, брать им эту практику? Масштабных съемок никаких не ведется же».
О ком Иордаки отзывался с теплотой, так это о «брюссельском мускуле» Жан-Клоде Ван Дамме, давно уже ставшем в Украине «своим парнем»: «Вот взять Жан-Клода, с которым мне довелось поработать в «Универсальном солдате». Большинство постановщиков особо не объясняют каскадерам, что и как надо делать. А Ван Дамм, наоборот, всегда внимательно относится к дублерам. И перед тем как идти на съемку, заставляет всех разминаться минут по 30—40, чтобы никто не получил травму. После этого он работает с людьми, пытаясь донести до них суть той или иной сцены. Он понимает: с каскадерами надо дружить. От нас зачастую зависит слишком многое».
Каскадер из «Пиратов Карибского моря» — о русском разгильдяйстве, страховке и гладиаторе Кроу
Владимир Орлов (в центре): "Сигал - не боец"
— Владимир, в чем различия работы каскадера в России и в Голливуде?
— В проработке трюков. У американцев на съемочной площадке все работают как единый механизм — без срывов и форс-мажоров. В то время как у нас вечно что-то не довели до ума, не там взорвали, недопроверили. В России я постоянно получал травмы. А в Америке — ни разу. Более чем за 10 лет работы.
— А как обстоят дела со страхованием жизни?
— В США каждый член профсоюза имеет свою медицинскую страховку. В России с недавних пор также стали покупать страховки. Но при этом американские профсоюзы занимаются и другими важными вещами. Теми же отчислениями в пенсионный фонд. Так что даже если я захочу для кого-то бесплатно поработать, то мне не позволят. Так же в Америке есть дополнительные страховки на восстановление рабочего состояния. В России страховок, которые поддерживают каскадера вне работы, нет.
— С кем из звезд понравилось работать?
— С Расселом Кроу («Гладиатор») — ядреный мужик — обматерить может запросто. А потом ящик алкоголя в знак перемирия прислать. Тот же Джеки Чан — он, пока возраст позволял, действительно делал все сам. А вот Стивена Сигала не люблю: в Голливуде его вообще не переваривают. Он не боец. Любит бить по-настоящему, не потому что так надо, а чтобы унизить партнера. За это его пару раз даже наказывали.
ГОЛЛИВУДСКИЕ ГЕРОИ БОЕВИКОВ — О КРУТЫХ РУССКИХ КАСКАДЕРАХ
Сильвестр Сталлоне
Железный Слай, когда в августе был в Киеве, успел не только свой фильм «Неудержимые» пропиарить, но и российских каскадеров похвалить: «Мне не единожды доводилось работать с русскими дублерами. И, должен сказать, парней надежнее и профессиональнее я не встречал. Один из них — Майк, по вашему — Михаил, выходец из эмигрантов, однажды спас мне жизнь, в последний момент вытолкнув меня из-под лопастей несущегося вертолета. Мне бы голову раскроило, если бы не его реакция и сила».
Арнольд Шварценеггер
Экс-Терминатор и губернатор Калифорнии считает одним из залогов своего успеха в кино дружбу со своими каскадерами: «Я и сам парень крепкий, но то, что творят эти ребята — просто на грани фантастики. Когда я снимался в «Правдивой лжи», то одним из моих каскадеров был Юрий Калныш. Нашим любимым с ним развлечением было соревнование по армрестлингу. Признаюсь, у меня получалось выигрывать далеко не всегда. Этот парень был настоящим русским медведем».
Стивен Сигал
Актер, чье лицо по эмоциональности сравнивают с чебуреком, так же восхищается парнями из России: «Когда я снимался в «Осаде-2», то там был один довольно опасный трюк: выпасть из дверей несущегося поезда, причем не просто выпасть, а спиной назад, не видя, куда именно ты приземлишься. В итоге трюк взялся выполнить один парень — некий Николай. Безо всяких там страховочных тросов он просто и красиво, с первого дубля, сделал все, что хотел от него режиссер».