Настоящая красота стремится к простоте (ФОТО)

Пятница , 4 марта 2011, 15:45
Впервые еще в годы своей юности я столкнулся с проблемой определения красоты в романе Юрия Ефремова «Лезвие бритвы». Его герои как раз пытаются понять, что есть красиво, а что нет, и почему мы думаем так, а не иначе. И приходят они к интересному выводу, с которым я полностью согласен, да и, наверное, мало кто может с ним поспорить: красота — это понятие рациональное.
александр педько,фотограф,фото

Что имеется в виду? Скажем, почему упругая женская грудь немаленького размера считается столь привлекательной? Это все оттого, что подсознательно такая женщина воспринимается как хорошая кормилица для своего ребенка, и мужчины чувствуют это на уровне инстинкта, архетипа. То же самое, например, с длинными ногами — еще с каменного века такая женщина кажется подвижной, гибкой, проворной. Или длинные волосы, ими можно укутать ребенка в непогоду. И так до бесконечности — все, что нам кажется необъяснимым и притягательным, закодировано в генах еще с древних времен и передается из поколения в поколение на уровне инстинктов.

За всю историю человечества каноны красоты неоднократно менялись, но этому всегда можно найти объяснение. Скажем, классически красивые женщины середины ХХ века — Мэрлин Монро и Любовь Орлова. Почему в свое время они считались эталонами красоты, а сейчас мы бы решили, что у них проблемы с лишним весом? Все очень просто: в США была Великая депрессия, в Европе — Вторая мировая война, многие люди бедствовали, и вполне естественно, что мужчинам хотелось видеть женщину здоровой, исполненной жизненной энергии. На мой взгляд, мужчина подсознательно ассоциирует женскую красоту со здоровьем, в женщине он видит мать своих детей. И если у женщины есть чрезмерно лишний вес, плохая кожа, еще какие-то очевидные проблемы, все это свидетельствует о неправильном образе жизни, болезни — и это уже не может быть красивым. Я всю свою жизнь активно занимался физкультурой, потому через все мои работы красной нитью проходит идея женщины со здоровым телом, которая следит за собой и на которую приятно смотреть.

Конечно, со временем я стал больше внимания уделять психоэмоциональному контакту со зрителем. Чтобы, глядя на фотографии, зритель видел не просто формы, но завершенный образ чувственного, эмоционального человека, целостный образ, который хочется передать. И неважно одета модель или раздета — эротика это не когда
все открыто, а когда есть эмоция, чувство, импульс. У меня были случаи, когда приходит модель с идеальными формами, но ведет себя совершенно невоспитанно, энергетика от нее идет совсем нехорошая. Конечно, назвать такую женщину красивой нельзя. То есть она обладает «арифметической» красотой — но когда ты начинаешь работать с ее эмоциями, ты понимаешь, что о красоте здесь говорить не приходится. Поэтому настоящая красота складывается из множества векторов, когда воедино соединяются и форма, и чувственность, и открытость, и многие другие факторы. Если же хоть один вектор отклоняется не в ту сторону — рушится весь образ.

Еще одна неотъемлемая составляющая красоты — умение себя подать. Если природа наделила тебя роскошными волосами, за ними нужно соответствующим образом ухаживать, если у тебя красивые пальцы, необходимо также следить, чтобы был идеальный маникюр. Когда все доведено и подчеркнуто — это называется «Бог в деталях», а когда женщина относится к своей красоте с пренебрежением, то это уже «черт в деталях».

Красота складывается из множества «чуть-чуть». Как и хорошая фотография. Красота в первом приближении — это гены. Но подлинная красота —это то, насколько женщина разумно относится к своему телу, как она следит за собой, какумеет себя преподнести, какой у нее вкус, манеры и какие эмоции живут внутри нее, чем она может поделиться с окружающими.

Идеальная модель, как и идеальная женщина, несильно утруждает себя перевоплощением. Женщина очень чувствует мужчину, человека рядом с собой. И она чувствует, кто перед ней: профессионал или новичок.

Чем они отличаются? Профессионал ведет себя уверенно. Он уверен в пространстве, в котором ведет съемку, он уверен в том, что делает: это видно и по голосу, и по жестам, и по манере фотографирования, и по тем методам, с помощью которых он добивается той или иной эмоции. У профессионального фотографа нет суеты, все четко просчитано —и женщина чувствует логику происходящего.

Именно так: чувствует логику. Естественно, в таких условиях она может продемонстрировать все, на что она способна, а действительно хороший фотограф сможет все это запечатлеть. И это может быть метафорой повседневной жизни: красота, женственность раскрываются в самом благоприятном свете, когда рядом с женщиной есть настоящий мужчина.

И, кстати, еще одну важную штуку о рациональности красоты я понял, еще когда служил в армии. У нас была режимная часть, соответственно, никаких увольнений. И вот проведя полгода в казарме, где перед тобой одна только военная форма, я вышел за пределы части, увидел гражданских и подумал: «Как много на человеке лишнего!» Шарфики, кофточки, цепочки — слишком много излишеств. Так и в человеке —очень много наносного, а настоящая красота стремится к простоте.

Фоограф Александо Педько, для журнала Харьков.Что.Где.Когда.