Польский театр в Харькове (ФОТО)

Юлия Остапенко  |  Среда , 30 марта 2011, 11:06
Актеры польского театра «Крик» о методах работы, деньгах для театра и том, что больше всего удивляет в Украине.
театр, спектакль

Они собирают фольклор по деревням, знают цыганские песни и показывают жизнь, как она есть. У них нет сценариста, нет режиссера в обычном понимании этих профессий. Главное – импровизация.

 «Сложно сказать, кто из нас актер, а кто режиссер. Главное вместе выйти на сцену. Каждый наш спектакль – это ответ на определенную социальную тематику», - Марек Косьцюлек, режиссер театр «Крик».

Марек Косьцюлек - бывший актер голеневского «Театра Брама» и выпускник Академии театральной практики «Гардзенице». Основал «Крик» почти 10 лет назад в маленьком городке Машево, на северо-востоке Польши. Говорит, что постоянного штата в театре нет.  Кто-то уходит, кто-то приходит. Театр негосударственный, постоянной зарплаты нет. Средний возраст актеров – чуть больше двадцати. Таких большинство. Самому старшему – 45. Десять человек – актеры, пять – в помощь, мол, надо же кому-то и реквизит таскать, и кушать готовить.     

  

  

Актеры уверяют, что на приглашение харьковского театра «На Жуках» откликнулись сразу. Говорят, что очень благодарны коллегам, которые полностью устроили их быт на время пребывания в Харькове. «Очень редко, когда кто-нибудь снимает нам квартиру со всеми удобствами. Квартира большая, вся труппа поместилась. Да еще и в центре города большой каменный дом», - говорит актер Марчин Щичински. Обычно, это гостиницы, а это не всегда удобно».  

 

С Варшавы до Киева, с Киева до Харькова, итого 37 часов в поездах. Именно столько времени понадобилось польским актерам, чтобы приехать в первую столицу. В Украине были уже несколько раз, в Харькове - впервые. За плечами  награды на фестивале «Южные маски» в Николаеве. «Крик» также организует и собственный фестиваль «Взгляды» с 2006 года и «Krzykowisko» - для начинающих молодых групп с 2009 года. Также различные международные проекты и авторские театральные тренинги во многих культурных центрах Польши, Словакии, Украины, Германии, Чехии и Албании.

Что удивляет в Украине?

"Бабушки, на железнодорожных остановках, которые продают домашние пирожки», - смеются актеры. Говорят, не раз покупали, очень вкусно.  

 

Поэт не должен быть голодным. Откуда деньги?

В основном – это гранты, проекты Евросоюза. Поддерживает и польское министерство культуры, и городские учреждения, воеводства помогают. Иногда приходится тратить собственные. В Харьков приехали благодаря поддержке Польского института в Киеве. 

Главное – импровизация

Общая тема появляется, когда есть общий взгляд, а значит, тема интересна всем. Жизненный опыт и наблюдения – основные источники вдохновения. Например, работать над спектаклем «Исследование», премьера которого состоялась вчера (29 марта), начали еще 4 года назад. 

Очень важны театральные тренинги, упражнения. Именно во время этих тренировок и рождаются новые идеи спектаклей. Процесс коллективный и творческий. Чтобы осмыслить идею иногда хватает и месяца, иногда требуется несколько лет. 

«Иногда идея самого спектакля меняется самим спектаклем. Люди взрослеют, и меняется их взгляд на жизнь. Четких границ в спектакле нет. Что-то поняли, что-то добавили или наоборот убрали», - Марчин Щичински.

Четкого текста в спектаклях нет. Только структура. Марчин уверяет, что это объяснить на словах сложно, лучше посмотреть. 

По словам актера, самое главное для «Крика» - чтобы каждый зритель проникся игрой. 

«За 40-50 минут мы стремимся показать, как мы чувствуем мир, что для нас важно. Скажу парадоксально: чем меньше зрительный зал, тем легче почувствовать игру. Мы играли и для 40-ка зрителей, и для ста», -  рассказывает Щичински.

30 марта «Крик» покажет спектакль «Выдох» («Wydech»), в котором в острой манере исследуется тема семейных отношений. Это страх перед собственным отцовством и попытка диагностирования утраченных связей между родителями и детьми. Про постоянное отсутствие отца и его неумение найти общий язык с ребенком. Про замену реальной жизни виртуальной. 

 

ФОТО // Юлия Остапенко // Городской Дозор