Харьковские бомжи шокировали нью-йоркскую публику

Выставка харьковского фотохудожника стала важным событием не только в творческой карьере Бориса Михайлова, но и важным прецедентом для украинского искусства в целом.
Борис Михайлов шел к проекту в МоМА давно - он по праву считается одним из наиболее знаменитых современных художников украинского происхождения. Михайлов родился в 1938 году и начинал свою карьеру в Харькове, где сформировался круг авангардных фотографов, ныне известный как "харьковская школа фотографии".
Харьков - это вам не Флоренция, и фотоискусство, рождавшееся в этом индустриальном городе с богатой авангардной традицией, всегда отличалось жесткостью и упором на остросоциальную проблематику. Сегодня Михайлов уже много лет живет в Германии. Во всем мире его имя ассоциируется не с Украиной, а с постсоветской волной в искусстве.
Творчество Михайлова еще с советских времен построено на эксплуатации эстетики безобразного. Однако, вместо упоения уродливым, он избирает тактику документалиста, сурового патологоанатома постсоветского общества. Недаром один из наиболее знаменитых проектов, над которым Михайлов работал в 1997-98 гг., называется Case History, т.е. "История болезни".
Материалы из этого проекта Михайлов еще в 1999-м опубликовал отдельной книгой, а портреты харьковских бомжей - основных героев "Истории.." стали визитной карточной фотографа и неоднократно демонстрировались в ведущих мировых музеях и галереях, в том числе и на знаковой выставке 2002 года в лондонской галерее Saatchi.
Яркие в полный рост портреты харьковских бомжей производят шокирующее впечатление даже на закаленного западного зрителя. Именно на этот эффект, кажется, и рассчитывал художник, который умело балансирует на грани чистого искусства и циничной эксплуатации "горячей темы". В данном случае распада СССР и последующего тяжелого столкновения его граждан с неоднозначной капиталистической действительностью, считает Алиса Ложкина, арт-критик, главный редактор журнала ART UKRAINE.
Герои Михайлова, которых художник, по его собственным словам, "подкупал" для участия в проекте куском хлеба, выпивкой или парой монет, позируют с удовольствием, составляя паноптикум равный по силе убедительности работам знаменитой американской фотохудожницы Дианы Арбус.
После открытия выставки в МоМА обозреватель "Нью-Йорк Таймс", заметил, что Михайлов своим проектом переосмысливает евангельскую мысль о нищих духом, которым суждено унаследовать царство небесное, то есть выступает в роли обличителя угнетателей и защитника угнетенных.