Роберт Анчиполовский: Мы все фальшивые иностранцы или фальшивые украинцы

Впервые в Харькове? Почему решили приехать именно сюда?
Роберт Анчиполовский: Да, в Харькове мы с Текорой выступаем впервые. Нас пригласил ваш промоутер замечательный. Наверное, Харьков джазовый город. Ведь нас бы не пригласили сюда, если бы это никому не было нужно.
В Харькове вот уже пять лет проводится джазовый фестиваль KHARKIV ZAJAZZ FEST, слышали что-нибудь о нем?
Роберт Анчиполовский: Я слышал, что он есть, я даже в Интеренте видел отдельные клипы такие. Я знаю, друзья мои приезжали сюда, поляки были, россияне были.
Когда-нибудь слышали о харьковских либо об украинских джазовых музыкантах?
Роберт Анчиполовский: О харьковских нет. Да, я сам в каком-то роде украинский джазмен. Родом-то я из Киева. Двадцать лет назад моя семья эмигрировала в Израиль.
Текора Роджерс: Нет, я никогда ничего не слышала об украинских джазовых музыкантах.
Роберт Анчиполовский: А как же я? (смеется).
Текора Роджерс: Ты? Роберт я всегда думала, что ты израильский музыкант (смеется).
Где уже выступали в Украине и куда еще планируете поехать?
Роберт Анчиполовский: У нас был концерт в Днепропетровске. Сегодня в Харькове. Завтра едем в Ялту. Потом Симферополь, Одесса и Киев.
(В прошлом году Текора Роджерс выступала в Черкассах, Ялте, Николаеве, Киеве и Львове – авт.)
Ваши впечатления от Украины?
Текора Роджерс: Теплота людей – это самая отличительная черта.
Роберт Анчиполовский: Я это тоже заметил. Все изменилось за 20 лет. И молодежь другая стала. Какие-то они раньше серые были, депрессивные, а сейчас все как-то поменялось и стало похоже на настоящую Европу. Но это судя по Киеву. По Харькову я еще не успел так особо погулять, но все равно, я смотрю, что все изменилось. Девушки красивые в Харькове. Вообще в Украине самые красивые девушки не только в Харькове.
В Украине пользуется большим спросом популярная музыка, нежели джаз, а как обстоит дело в Америке?
Текора Роджерс: В Америке очень популярен хип-хоп. Это огромная индустрия. Джазом начинают интересоваться где-то после 28 лет, а те, кто моложе, они все-таки больше в хип-хопе.
Роберт Анчиполовский: В принципе везде популярная музыка пользуется большим спросом. Когда в Лондоне выступал The Rolling Stones был стадион забит. В тот же день выступал кто-то из нью-йоркских джазовых звезд, и в клубе из ста мест предусмотренных залом занято было 25. Так что, в принципе, это везде так. Шоу-бизнес отдельно, джаз отдельно. И у каждой музыки свой слушатель. Допустим, на классику тоже ходят немного. Ходят, в основном, в Германии и во Франции, где это принято. Я не думаю, что здесь будут забиты залы, если будет играть местный симфонический оркестр. Вот если приедет какой-то интересный солист, на него придут и заодно послушают ваш оркестр, а так, чтобы пришли послушать один оркестр, такого, я думаю, ни в одном городе нет.
То есть для того, чтобы прославиться музыкантам нужно обязательно уехать заграницу?
Роберт Анчиполовский: Да. Своих никогда не признают. Это не интересно. Вот если ты уехал и тебя признали где-то там, то это уже совсем другой разговор. И это актуально не только для Украины, но и для Америки. Музыканты всегда зарабатывали на турах. Но сейчас ситуация в Америке усложнилась еще и кризисом, поэтому музыканты оттуда стараются уехать. Да и сам джаз уже отходит, он совсем не такой как в 50-60-х годах. Появились новые стили, джазовые течения. Сейчас уже нет больших оркестров, их невыгодно содержать.
Текора Роджерс: В Нью-Йорке, например, очень много музыкантов со всех стран мира. Там тысячи трубачей, тысячи саксофонистов и 10 тысяч пианистов, и все один лучше другого. Там и японцы, и китайцы и евреи, кто хотите есть. И все в этом соку варятся. Даже якуты и эскимосы. А вот в Чикаго конкуренция меньше чем в Нью-Йорке.
Получается, что многие американские звезды джаза далеко не американцы?
Роберт Анчиполовский: Да (смеется). Есть такое расхожее мнение, что джаз придумали афроамериканцы и евреи. Бенни Гудмен из Чикаго, но на самом деле, он родился в еврейской семье в городе Белая Церковь под Киевом. Его привезли в три месяца в Америку. Вот вам и украинский джаз. Нет, он скорее еврейский. Мы все фальшивые иностранцы или фальшивые украинцы.
_____________________________________________________________________
Певица Текора Роджерс родилась в Чикаго, где еще шестилетней девочкой начала выступать в спиричуэл-хоре местной баптистской церкви. Преданность госпелу не помешала Текоре увлечься джазом, который она считает частью американской фолк-музыки, уходящей своими корнями в африканскую культуру. Годы работы в Сингапуре, Бангкоке, Шанхае, Франции, Италии и Швейцарии закончились, когда певица поняла, что пришло время возвращаться на родину в Чикаго, город ветров. В конце 2003, Текора основала “Chicago Spirituals” и группа выступала с большим успехом по всей Европе. Текора Роджерс записала несколько альбомов, последний альбом “Jazzy Lady” включает великолепные джазовые стандарты и воплощает саму сущность вокалистки. Каждая песня исполнена в фирменной манере, отличающейся своеобразным и органичным слиянием двух стилей джаза и госпела, а также кристально чистым голосом невероятной мощи.
Роберт Анчиполовский – выдающийся израильский саксофонист и один из тех джазменов, выходцев из бывшего СССР, кто смог добиться известности за рубежом. В 1991 году Анчиполовский вместе с семьей репатриировался в Израиль и практически сразу уехал на четыре года учиться в Нью-Йорк к великому джазовому саксофонисту Филлу Вудсу. «Один из самых талантливых молодых альт-саксофонистов, которых я когда-либо слышал», - отзывался о своем студенте Филл Вудс. За плечами музыканта выступления с настоящими гуру своего дела: Филлом Вудсом, Рэнди Бреккером, Малгрю Миллером, Деборой Браун, Стивом Турре, Ларри Уиллисом. Музыкант стал лауреатом таких престижных международных фестивалей, как Wichita Jazz Festival, Paris International Jazz Festival, Umbria Winter Jazz Festival, Фестиваль Израиля в Иерусалиме, Эйлатский джаз-фестиваль на Красном море.