«Чапаев и Пустота» на сцене ХАТОБа: московский театр сделал из романа Пелевина комедию

Светлана Хлестова  |  Пятница , 4 октября 2013, 17:00
Поставить Пелевена на сцене, причем сделать постановку комедийной, – невозможно? Оказалось, что опытным театралам по зубам все, даже это. Комедию «Чапаев и Пустота» по одноименному роману Виктора Пелевина привез в Харьков «Новый московский театр». Главных героев – Чапаева и Петра Пустоту – сыграли Михаил Ефремов и Михаил Крылов.
«Чапаев и Пустота» на сцене ХАТОБа: московский театр сделал из романа Пелевина комедию

Сделать из Пелевина комедию – задача не из легких. Но роман загадочного постмодерниста «Чапаев и Пустота» с легкой руки режиссера Павла Урсула превратился именно в комедию на 2 действия. Следует сразу отметить, что, на мой взгляд, театралы переборщили с анекдотичностью и немного опошлили юмор, однако публика осталась довольна.

Но обижать Виктора Пелевина режиссер не стал: постановка «Нового Московского Театра» не утратила дух писателя, а во втором акте спектакля он прямо-таки чувствуется. Чувствуется в ходах и переходах из одной реальности в другую: например, «рекламная пауза» переносит всех героев уже в наш, настоящий мир, но уже через 5 минут все снова погружены в пелевенские.

Для тех, кто роман не читал, краткая справка: главный герой постановки – поэт-декадент Петр Пустота находится параллельно в двух мирах: революционной России 1918-1919 годов и психлечебнице в настоящем времени (на момент написания романа – 90-ые). В обоих мирах героя окружает целый ряд других персонажей: Чапаев, Анка-пулеметчица, Котовский и Сердюк, Просто Мария и Небесный Свет. В общем, все в этой постановке двойственно, начиная от реальности и героев, заканчивая прочтением происходящего.

Но вот сам автор, создавая роман, располагал своих героев вовсе не во множестве реальностей, а в «абсолютной пустоте». Декорации этой пустоты в спектакле: кровать-бронепоезд-ресторан-палата и гигантская сетка – это конечно не вакуум, но вполне в духе всего романа.

В спектакле есть много смешных моментов на радость зрителю, но многие из них делают роман, который критики назвали бесподобным, отметив, что «… С какой бы страницы вы ни начали чтение. Одни лишь диалоги способны стать предметом (по)читательского культа. Именно поэтому проза Пелевина предназначена для постоянного читателя. В ней содержится и яд и противоядие. Его книги — это курс лечения, терапия сознания. Это четыре стихии, собранные вместе, концентрированная энергия, не дающая расслабиться ни на миг», проще, чем он есть. Своеобразно режиссер представил вопрос «вечного кайфа» и пути к нему – не так, как в книге.

Хотя возможно ли другое сценическое прочтение Пелевина на больших площадках – вопрос весьма спорный. А вот московские «Чапаев и Пустота» ездят по городам уже больше 10 лет, неизменно собирая полные залы. И 2 октября труппа собрала в ХАТОБе аншлаг.

Что бесспорно делает этот спектакль вещью, обязательной к просмотру – так это звездный состав. Актеры играют прекрасно, и, несмотря на то, что им часто приходится перевоплощаться в эти свои роли, они не приелись, выглядят прожитыми и свежими. В спектакле задействованы: Михаил Ефремов в роли Чапаева, Михаил Крылов – Петр Пустота, Михаил Полицеймако – Котовский, Екатерина Смирнова – Анка, Павел Сборщиков – Сердюк, Владимир Майсурадзе – Просто Мария и Тимур Савин – Санитар.