Вечный Побег и Вечное Возвращение Киры Муратовой

Ольга Телипская  |  Вторник , 8 октября 2013, 13:21
Осень – время премьер. В один день – 3 октября – в Украине вышли на широкие экраны две отечественные ленты – «Параджанов» Сержа Аведикяна и Елены Фетисовой и «Вечное возвращение» Киры Муратовой. О картине мастера сложного кино – Киры Муратовой – пойдет сегодня речь. Это – фильм, объединяющий философские идеи Ницше и историю инфантильного влюбленного мужчины, который не может сделать самостоятельный выбор.
Вечный Побег и Вечное Возвращение Киры Муратовой

Сюжетная канва «Вечного возвращения» проста и сложна одновременно. Мужчина бесцеремонно врывается в дом к бывшей однокурснице с просьбой помочь решить проблему с женой и любовницей. Люся и Люда – женщины с одним и тем же именем, которых он вроде как и любит, но «любимых» двое, и любви оказывается не так уж и много. Даже однокурсница разводит руками – выбирай: или – или. Мученик в таких советах не нуждается – сил не хватает выдержать такую любовную коллизию.

У героев слов немного, перед нами разыгрывается практически молчаливое действо, с учетом того, что актеры повторяют свои диалоги по несколько раз: одну и ту же историю мы видим минимум четыре раза: в разных ракурсах восприятия каждого героя. Сама  Кира Муратова говорит, что закладывала в ленту экзистенциальный казус, который можно считать смешным.

Режиссер сняла фильм, в центре которого три разных пары, они принимают участие в кинопробах. Трое мужчин и такое же количество женщин. Эта история о том, как запустили фильм, провели кинопробы, а режиссер умер, и финансирование прекратилось. По сюжету продюсер берется за поиски денег, чтобы продолжить съемки. Муратова решила эти кинопробы показать.

Режиссер вынесла в название своей новой картины одноименную категорию Ницше – Вечное Возвращение. И это, конечно, не простое совпадение.

Немецкий философ в своей концепции превращения Недочеловека в Надчеловека, говорит про исчезновение смысла и веры как категорий бытия. Потому исчезает идеал, авторитет и доверие. И в результате – главное – исчезает страх. Для Ницше страх – это страх смерти. Концепция Вечного Возвращения и Повтора: «Это жизнь, как ты ее проживаешь сейчас, должен будешь прожить еще раз и еще бесконечное количество раз; и ничего в ней не будет нового, но каждая боль и каждое удовольствие, каждая мысль и каждый вдох и все несказанно малое и великое в твоей жизни должно будет заново вернуться к тебе, и все в том же порядке и такой самой последовательности…».

Кира Муратова, использовав ницшеанскую ретрансляцию, вывела главную идею своей картины – идею вечного повтора одной и той же жизни, которая  может заставить нас содрогнуться.

Режиссер, в характерной ей манере, проводит шоковую терапию, она, как и Ницше, остерегает нас от волнений по мелочам. Человек должен что-то изменить в своей жизни, чтобы потом, через несколько лет, не переживать подобных мук и того сожаления, которые тяготили его в недалеком прошлом. Ужасно, когда личность не способна реализоваться в жизни. Чем меньше степень самореализации, тем сильнее может быть страх смерти.

Герои муратовского «Вечного Возвращения» не способны действовать, топчутся на месте. Мужчины – инфантильны, им не под силу что-то решить: «Я встретил девушку, полюбил, но жену тоже люблю, как быть? Ты была самой умной на курсе, как скажешь, так и поступлю!»

Они только и ждут, на кого бы переложить свою ответственность. А когда бывшая однокурсница отказывается помочь «сделать выбор», обижаются, обвиняют в черствости и бездушности, и просто уходят. Хотя вскоре возвращаются снова, и так до бесконечности… вечное возвращение…

«Вечное Возвращение» – это осмысление собственной невозможности, безответственности, это все то, но что мы закрываем глаза и чего хотим не замечать. Это все наши попытки убеждать от неудач, тотальных промахов во времени и пространстве. В глобальном смысле человеческого бытия… Побег от самих себя.