Вина Сергея Параджанова

Ольга Телипская  |  Вторник , 8 октября 2013, 15:52
В начале октября на широкие экраны вышла украинско-французская кинолента «Параджанов» от режиссеров Сержа Аведикяна и Елены Фетисовой. Фильм выдвинут на премию «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». Постановщики рассказали историю гения очень осторожно.
Вина Сергея Параджанова

«МОЯ ВИНА!
В том, вероятно, что родился. Потом увидел облака, красивую мать, горы, собор, сияние радуги, и всё – с балкона детства. Потом города, ангины, ты и до тебя, потом бесславие и слава, некоронование и недоверие».
Сергей Параджанов

Армянин рожденный в Грузии, отсидев в российской тюрьме за украинский национализм, Сергей Параджанов несмотря на всю творческую и физическую боль, сумел создать свой особенный, уникальный мир. За это право, полученное при рождении от Творца, пришлось расплатиться с лихвой. Как потом он напишет в письме Тарковскому: «Тебе, чтобы стать великим, нужно отсидеть хотя бы года два. Без этого нельзя стать великим российским режиссером». Параджанов в этом случае не пророк, он просто констатировал советскую истину.

Биографическая лента передает жизнеописание знаковых лет Параджанова. Начинается картина со съемок «Теней забытых предков», знакомством с Юрием Ильенко. Отношения с женой, протест шестидесятников и волна арестов украинской интеллигенции, потом съемки «Цвета граната», заключение и жизнь после…

Вся жизнь армянско-украинского гения – как поэтическая повесть на грани действительности и сказки, реальности и воображения, правды и иллюзии… Воображению Параджанова, казалось, не было границ. Этот явный признак художника четко подчеркнули авторы фильма: они передают сны Параджанова, открывая нам, в сомнамбулической форме его сложную и противоречивую личность.

Трагизм и счастье идут рядом, жизнь эксцентричной личности, полная волнующих моментов, и все они вокруг великого кинематографа. Последний, в свою очередь, и забрал радостные моменты личной жизни. Познать художника, его душу – дело крайне важное и необъятное, и вряд ли – возможное. Серж Аведикян и Елена Фетисова осторожно, даже трепетно относятся к Параджанову. Возникает чувство, что постановщики стали причастными к чему-то сакральному.

Параджанов был великим мечтателем. Да, он мечтал. Мечтал снять фильм вместе с реалистом Герасимовым и добавить в их общую картину свой сюрреализм. Мечтал, что из этого выйдет двухслойный, с начинкой, пирог. Его сравнивали с Сальвадором Дали, потому что он точно так же любил составлять о себе легенды. Его называли режиссером-мистификатором и ставили в один ряд с Федерико Феллини. Ему запрещали дышать, запрещали творить красоту и ощущать свободы. А он любил красоту во всех ее проявлениях. Он – это и есть красота. Красота – сумасшедшая.

Сложный, эксцентричный, амбициозный – Параджанов не вписывался в систему того времени. Творец с мировым именем, он склонялся как перед женской, так и перед мужской красотой, был арестован по обвинению в мужеложстве с использованием насилия. Каждый его день в тюрьме мог стать последним: он не знал блатного языка, не пил чифир, у него не было наколок. На зоне он шил мешки для сахара, работал прачкой, сторожем. А по вечерам – рисовал зекам порнографические картинки, и с подручного материала делала коллажи. Ему – признанному в мире гению, а в стране Советов – обычному зеку – регулярно приходили международные депеши от Федерико Феллини. Содержание которых было таким: «Переживаю за твою судьбу, ты же великий человек, держись». Только благодаря международной кампании протеста был освобожден 20 декабря 1977.

Как напишет позже известный украинский режиссер Роман Балаян, который стал продюсером фильма «Параджанов»: «Посадив его в тюрьму, они сделали его гениальным на весь мир. Может, до этого кто-то сомневался…. И Украина сделала. Она хотела его похоронить. Они взяли и посадили, и он взял еще и в этой украинской тюрьме подарил им, себе, нам вот такую красоту».