Ее первому успеху аплодировал Параджанов (фото)

Нина Немировская  |  Воскресенье , 11 января 2015, 13:16
В этой истории много странного и неожиданного – даже символического, ведь проживает героиня нашего сказания в знаменитом харьковском доме "Слово", вид которого сразу вызывает шквал сложных чувств. Отсюда в 30-х годах XX века начиналось известное украинское расстрелянное Возрождение. Имеет она также непосредственное отношение ко второй волне национального движения в Украине, его славных страниц, ведь премьера фильма режиссера Сергея Параджанова "Тени забытых предков" по повести Михаила Коцюбинского стала толчком к новой крестной дороге украинской интеллигенции. 4 сентября 1965 года в киевском кинотеатре "Украина" во время первого показа фильма выступил известный украинский критик Иван Дзюба, которого поддержали Вячеслав Чорновил, Василий Стус и другие. Аресты и репрессии тех, кого называли "совестью народа", не замешкались. Среди них были и харьковчане.
Ее первому успеху аплодировал Параджанов (фото)

"Писеньки, мои мыли, де ж мени вас диты?"

Всплывают в памяти слова коломыйки, которая звучит из уст маленькой Марички в фильме "Тени забытых предков", снятом на киностудии им. Довженко в 1963-1964 году. Фильм принес славу украинскому кинематографу намного лет вперед, получил 28 международных наград. Фильм попал в Книгу рекордов Гиннесса как тот, который получил больше всего наград. В 1991 году Государственной премии Украины им. Т. Шевченко удостоено С. Параджанова (посмертно), Ю.Ілльенко, Л.Кадочникова, Г. Якутовича. В иностранном прокате фильм имеет название "Огненный круг".

 

О самом фильме, исполнителях главных ролей Марички (Ларису Кадочникову) и Іванка (Ивана Миколайчука) много рецензий и отзывов, как и на фильм, который остается непревзойденным творением украинской кинематографии. Сергей Параджанов родил "правдивую сказку гор" и открыл миру уникальность гуцулов, ведь и съемки происходили в поселке Верховина на Ивано-Франковщине.

 

Но мы будем вести речь о маленькой актрисе, харьковчанке, - Валентине Глинько, а в настоящее время доцента, преподавателя Харьковского национального медицинского университета - Валентине Алексеевне Шедания. Сергей Параджанов искал ее для своего "детища" 4 года и отдал ей роль главной черноглазой героини в самом молодом возрасте в начале фильма.

"Одягнуся да и буду файна дивка"

Она родилась в Харькове и до 5 лет вместе с родителями жила на Салтовке. Папа Вали закончил институт и был направлен на работу в г. Долина Ивано-Франковской области, а мама работала там учительницей украинского языка. Девочке не было еще и 7 лет, когда мама решила улучшить ее здоровье перед школой и отдала в пионерский лагерь, который разместился среди живописных гор. Вскоре маленькая Валя стала для всех любимицей. Мама наведывалась к ней нечасто, ведь маленький однолетний сынок тоже нуждался в ее заботе и времени.

Свой неожиданный случай стать актрисой Валентина Алексеевна вспоминает с особенным теплом и улыбкой. Однажды она увидела, как с долины до лагеря тропой поднимается группа людей в чрезвычайно красивой одежде: женщины в национальном красочном наряде с кораллами на шее и человек высокого роста, с бородой в сомбреро и пончо. Отовсюду послышалось: "Артисты приехали"! Это действительно был Сергей Параджанов со своими ассистентами – он который год продолжал поиск девочки на роль маленькой Марички. Обзор детей завершался,  и вот приглянулась одна светлоглазая русая девочка. Но вдруг, как в сказке о хрустальном ботиночке, воспитательница подтолкнула вперед свою черноглазую любимицу.

И вот маленькая Валя стоит на стуле и громко декламирует стих о зайке. Взрослые гости очень радуются, искренне смеются и аплодируют. Следовательно, первым, кто аплодировал ее успеху, был сам Сергей Параджанов! Сама же девочка не имела ни одного представления об этом красивом и добром мужчине. "На пробы в Киев меня пригласили сразу, но мне не верилось", - вспоминает Валентина Шедания. Валина мама к подобному плану отнеслась совсем скептически.

Через месяц два в Долину, на Ивано-Франковщину, пришла телеграмма с приглашением на пробы, а потом еще и еще. И только тогда мама повезла свою доченьку в "артистки" - на киностудию им. Довженко.

На всю жизнь осталась в Валиной памяти первая проба: темный павильон, люди, которые что-то говорят, подсказывают. Валечке не все сразу удавалось. Но вдруг будущий Иванко заиграл на свирели - все, как в сказке, куда-то исчезло, а остались они: Иванко, Маричка и мелодия. Сняли несколько дублей, и будущая актриса вернулась в Долину.

Впоследствии началась работа. Вале говорили, что и как нужно делать, и результат приходил не сразу. Например, в эпизоде в сарае нужно было испугаться и передать чувство широко открытыми глазами. Прошел день; маленькая актриса хотя и чувствовала, что делает не очень красиво, но не могла ничего сделать – вместо страха ей хотелось смеяться. На следующий день Параджанов дал команду, не сообщая детям, во время съемки громко стукнуть сзади девочки. Так и случилось -страх охватил дитя, глаза стали большими. "Стоп-кадр!", съемка удалась.

 

"Писеньки мои, писеньки".

 - Маричка в фильме исполняет их, склонившись над шитьем. Этот эпизод тоже сначала не удавался: непослушными в Валиных руках оказались нить с иглой, все путалось. Тогда сам режиссер умело показал, как вышивать крестиком и одновременно петь. Параджанов, невзирая на свой темперамент и эмоциональные реакции, присущие гениальным людям, терпеливо и любяще относился к детям.

Съемки фильма длились полтора года. Валя (Маричка) с Игорем (Иванком) ходили в сельскую школу и продолжали участвовать в создании фильма. "Запомнились, - говорит Валентина Алексеевна, - съемки эпизода похорон зимой, когда долго в горах не появлялось солнце; так длились и неделя, и две". С появлением "школьных актеров" немедленно забрали с занятий.

За время работы над фильмом все стали близкими, своими. Случалось, что когда кто-то из девочек в школе хотел привлечь внимание Иванка (Игоря), то Маричка (Валя) очень страдала.

Эпизод, когда Иванко, охваченный горечью от потери отца, бьет по лицу Маричку, никоим образом не удавался Игорю, доброму и воспитанному мальчику. Тогда Параджанов подговорил Валю в момент съемок сказать обидчивое слово в его адрес. Совет сработал стопроцентно: пощечина удалась так, что из Валиных глаз сразу брызнули настоящие слезы.

Трудно давался эпизод купания детей в озере. В горах стояла ранняя осень, было холодно, вода в озерце, которое в действительности было копанкой, оказалась ледяной. Но еще большие хлопоты приносило то, что купаться нужно было без одежды: стеснялась. Тогда ей посоветовали быстро забежать в воду и плескать по ней руками, поднимая брызги. Все в действительности вышло естественно: и крик, и хлюпание. Детей сразу выхватили из воды, растерли спиртом, одели в теплое и спасали чаем.

Впервые Маричку замечаем в фильме, когда она стоит в церкви, среди свеч, образов, в настоящей, естественной для гуцулов среде: кажется, слышится запах ладана и воска... В действительности этот эпизод снимали последним - под Киевом, в старой церкви. Маленькие актеры жили на квартире в Киеве у стареньких добрых людей, которые искренне болели за успехи своих актеров.

«Ой, кувала зозулечка». Незаметно пролетело почти 50 лет, харьковская Маричка не хотела афишировать свое актерское детство, хотя нежно хранила в сердце воспоминания о тех событиях. Если бы не дочка, тоже медицинский работник, и муж, которые убеждали Валентину Алексеевну обнародовать воспоминания, - так бы и не осмелилась.

Накануне первого показа фильма над Долиной пролетел самолет и, как дождем, укрыл весь город белыми приглашениями. Это было сделано специально: ведь знали, что маленькая актриса живет в их городе. Валентина Алексеевна демонстрирует сохраненные мамой бесценные документы, приглашения, телеграммы Параджанова, соглашения и тому подобное. И начались для маленькой Вали, а особенно ее мамочки, хлопоты от актерской славы. Люди сначала шли смотреть кино, а потом направлялись к Валиному жилью. Девочек интересовало, в частности, как стать актрисой.

Валентина Алексеевна вспоминает о том, чего стоили мамочке приезды малой актрисы домой, когда та очень скучала по дому и маме. Отмыть от грима было очень сложно – трижды менялась вода, которая была и черной, и коричневой одновременно. На 200 рублей премии, которые пришли маленькой актрисе телеграфом, мама приобрела ковер, который долго напоминал о звездном времени.

 

"Иваночку, Иваночку!"

Приближалась к завершению робота над фильмом, и всем очень не хотелось расставаться. С досадой вспоминает Валентина Алексеевна, которая так и не догадалась тогда взять адрес своего партнера Игоря из Львова, который был старше ее лет на семь, оберегал, как мог, помогал, был добрым и чутким. Валя обожала его. Поэтому имеет теперь харьковская Маричка единственную мечту - отыскать львовского Иванка за любую цену.

О карьере актрисы не мечтала, хотя всю жизнь выступала в художественной самодеятельности. По призванию Валентина - педагог, как и ее мама. Закончив Харьковский государственный университет, факультет биологии, защитив диссертацию по проблемам долголетия, Валентина Алексеевна Шедания преподает физиологию студентам Харьковского национального медицинского университета, считая свое сегодняшнее дело чрезвычайно нужным. Студенты любят ее, гордятся, что их преподавательница исполнила роль у известного Параджанова.

После разговора с хозяйкой уютной квартиры я бережно ступаю по лестнице дома "Слово". Отсюда, из сегодняшней квартиры Валентины Алексеевны, в 1934 году забрали на расстрел писателя Олексу Слисаренко; здесь проживал поэт и искренний почитатель украинского слова Иван Вирган, который тоже испытал репрессии в 40-х годах.

Но меня не покидает ощущение, что здесь, в Харькове, невзирая на все сегодняшние его дискредитации и плохую славу, живет "соль земли", настоящая украинская интеллигенция, и потому у города есть будущее.

P.S.  Длятся поиски львовского Иванка (Игоря Дзюры). Автор излагает благодарность всем, кто отозвался по просьбе помочь. Надеемся, что вопреки судьбе эта история будет иметь счастливое завершение.