Продам орган second hand. Обращаться в филармонию (ФОТО)
Между тем началась эта история четверть века назад, когда 1 июня 1986 года состоялось торжественное открытие Дома органной и камерной музыки в помещении Успенского собора.
Напомним, 29 октября 2004 года губернатор Евгений Кушнарев издал решение о возвращении Успенского собора Украинской Православной Церкви МП. Однако после событий «оранжевой революции» – по понятным причинам – распоряжение было приостановлено судебным решением по иску депутата областного совета от НУ-НС Дениса Шевчука. Тем не менее, в 2009 году тогдашний глава Харьковской облгосадминистрации Арсен Аваков подписывает новое решение о передаче Успенского Собора в ведение Харьковской епархии УПЦ Московского патриархата. В частности, было решено, что орган в соборе должен быть демонтирован, и после открытия нового филармонического комплекса храм будет окончательно возвращен в ведение Епархии.
Тем более странными кажутся действия экс-губернатора, если вспомнить, что еще в 2005-м он инициировал покупку нового органа, пообещав, кроме прочего, оплатить его через свой благотворительный фонд «Ренессанс». Реконструкция же филармонии и создание в ней органного зала, по словам Арсена Авакова, должна была осуществляться за счет бюджетных средств.
Органный зал в филармонии изначально создавали под новый орган Alexander Schuke
Таким образом, обещая религиозной общине освободить помещения Успенского собора от инструмента, экс-губернатор изначально знал, что старый чешский орган девать некуда.
Одно время музыкальная общественность заговорила о том, что так называемая звуковая карта местности, на которой расположен Успенский собор, существенно ухудшилась. Оконные проемы храма отвратительно звукоизолированы. Стекло, неподходящее даже для оконных рам жилых домов, пропускает шум движущегося автотранспорта, снизу явственно ощутима вибрация проходящих поездов метро. К слову, в результате функционирования метрополитена на стене Успенского собора появилась и развивается от вибраций трещина, которая рано или поздно может привести к обвалу стены храма.
Таковы на сегодняшний день последствия изначально неразумной установки инструмента там, где «его не ждали».
Напомним, органный бум в Советском Союзе стартовал в рамках деятельности Совета Экономической Взаимопомощи. Равно как в 1959 году для поддержания автомобильной промышленности Венгрии начался массовый импорт в СССР автобусов «Икарус-55 Люкс» (ценой прекращения производства единственного междугороднего автобуса ЗиЛ-127), так и в начале 80-х чехам был сделан большой долгосрочный заказ на изготовление органов для Советского Союза. Элитными инструментами всегда считались немецкие органы, но чехи делали инструмент гораздо дешевле. Кроме того, СЭВ предписывал оказывать помощь именно собратьям по социализму.
Из 20–25 органов, изготавливаемых ежегодно чешским городом Крновом, в тот период четыре-пять регулярно отправлялись в СССР. Получил разнарядку Министерства культуры и Харьков. (К слову, орган в Сумах – точная копия нашего, также конструктивно идентичный орган стоит в Омске).
Участь замечательного музыкального инструмента до сих пор не решена
В результате в 1984 году мастера известной чехословацкой фирмы «Rieger-Kloss» в рамках серийного заказа изготовили орган для Харькова. Была разработана своеобразная «алтарная» модель концертного органа, где глубина шкафа («проспекта») значительно превышает его ширину. Харьковский орган имел 3574 труб, 3 мануала, 48 регистров и для инструмента серийного производства был весьма и весьма хорош.
Вот только благая цель была реализована, мягко говоря, топорно. Можно было построить новый, учитывающий специфику органа концертный зал. Или отреставрировать под орган кинотеатр либо другое подходящее помещение. Однако сделали так, как поступили во многих городах CCCР: установили органы в православных храмах, причем на святом месте – в алтаре.
Приглашенные для осмотра помещения чехи, люди католического вероисповедания, конечно, знали, что в храмах орган никогда не размещается прямо в алтарях. Его принято «распластывать» по боковой стене. И вряд ли мастера сознательно хотели надругаться над православной верой. Просто очень глубокий проем алтаря – это больший по размерам шкаф–корпус для воздуховодов, а значит, солиднее смета работ. И не их дело беречь чужие святыни.
Так или иначе, орган был установлен, и 25 лет назад, 1 июня 1986 года, состоялось торжественное открытие Дома органной и камерной музыки на 472 места – в отреставрированном здании Успенского собора на Университетской. 1 декабря того же года здесь прошел первый публичный концерт, и, как говорится, «понеслось».
За годы советской власти в Союзе вообще и в Харькове в частности возникла богатая школа органного исполнительства; были созданы уникальные органные программы. С года основания ДКиОМ проводился традиционный весенний фестиваль органной и камерной музыки, который с 2002 года носит название «Харьковская Бахиана». За 25 лет в фестивале принимали участие известные артисты из Австрии, Италии, Германии, Польши, Франции, Швеции и других стран.
Но по истечении четверти века жизнь внесла свои коррективы в неспешное бытие харьковского инструмента, и вопрос «куда уедет орган» стал как никогда ранее актуальным.
Руководство и Харьковской филармонии, и Дома органной музыки, безусловно, озадачено поиском нового пристанища для инструмента, занимающего помещение Успенского собора.
«Это замечательный инструмент, который имеет свое лицо. Сейчас мы ищем какие-то каналы, чтобы продать орган «секонд-хендом» – главное, чтобы не пропал инструмент. Это большие затраты, перевозка, демонтаж. Может, придется перевозить его в другой город», – рассказал «Городскому Дозору» художественный руководитель Дома Органной и Камерной музыки Харьковской филармонии Станислав Калинин.
По его словам, найти органу место в Харькове проблемно – например, то же помещение католической церкви не подходит инструменту по своим архитектурным характеристикам.
Вместе с тем, Станислав Калинин считает, что в Харькове могут сосуществовать оба органа – новый и старый. Говорит, в других городах бывают органы не в единичном экземпляре, и у них разное целевое использование.
«Лишним один из органов не станет – мы даем много концертов, а спады если и бывают, то только сезонные», – утверждает Калинин.
Стоит, однако, учитывать, что Станислав Калинин в первую очередь – концертирующий органист, а уже потом администратор. По его же утверждению, вопросами передислокации чешского органа занимается заместитель директора Харьковской филармонии Олег Орищенко. Увы, Олег Владимирович так и не смог уделить время «Дозору», чтобы прокомментировать сложившуюся ситуацию.
Общественность, как и следовало ожидать, целиком и полностью оказалась поглощена вопросами покупки нового органа, тем более, когда ситуация стала приобретать скандальный оттенок.
...А пока старый орган тихо дожидается своей участи.