SWAP:UK/UKRAINE: в “ЕрмиловЦентре” открылась украинско-британская художественная выставка

Понедельник , 19 марта 2018, 17:37
До 15 апреля в Харькове, в центре современного искусства "ЕрмиловЦентр”, продлится выставка визуальных исследований украинских и британских художников, принявших участие в программе SWAP: UK/UKRAINE.
SWAP:UK/UKRAINE: в “ЕрмиловЦентре” открылась украинско-британская художественная выставка

Она является результатом одноименного украинско-британского проекта арт-резиденций, который уже второй раз проводят Британский Совет в Украине и Ливерпульская биеннале современного искусства.

Осенью 2017 года четверо украинских и четверо британских художников работали в незнакомом для них пространстве: украинцы – в Ливерпуле, британцы – в Харькове и Киеве. Результаты своих творческих поисков они презентовали на открытии выставки 16 марта. Выставка состоит из ряда инсталляций, видеоработ, документаций перформансов, фотографий и аудиорассказов.

Ключевой темой арт-резиденций стали понятия обмена (именно так с английского переводится swap) и диалога. Новое окружение – с чужими культурными кодами, языковым барьером и инфраструктурными неожиданностями – заставляло художников и художниц искать способов найти общий язык, понять и принять.

“Я все время ходил по городу и думал: “боже, каким образом все это работает?!” Никак не мог избавиться от мысли, что Харьков – это какй-то экспериментальное город, – говорит британский художник Стивен Шихан. – Вместе с тем, пространство было хоть и непонятным, но дружественным. А люди – люди такие же, как всюду.

Я оказался в совершенно незнакомом языковом окружении, непонятные даже надписи, потому кириллические, и, лишенный языкового шума”, я должен был исследовать пространство исключительно визуально. А когда ты не говоришь, а действуешь только глазами, ты открываешь тонкие нюансы, которых не видишь в обычной жизни”.

Его коллега, Вики Торнтон, также говорит, что Киев, в котором ей пришлось работать, тоже ощущался как пространство непонятное, но очень дружественное: “Киев дал мне ощущение скорости, открытости пространства и свободы действий: все, что я делала как художница, принималось. И самым удивительным было то, что люди действительно заботятся о тебе. Все мои работы – это результат заботы и сотрудничества многих малознакомых мне людей”.

Оба художников соглашаются: когда ты едешь в новое место на арт-резиденцию, должен ехать без стереотипов и предубеждений. И тогда пространство тебе максимально откроется.

Харьковская фотохудожница Полина Карпова, которая пытается исследовать человеческую красоту в индустриальном пейзаже, рассказывает, что для нее самым сложным вызовом было не найти столько моделей, сколько самой стать заметной в пространстве: “У меня было впечатление, будто меня никто не видит. Девушки-скауз выглядят необычайно ярко, будто без чувства меры. Они фанатеют от шопинга, от всего красочного, от тусовок. Я же вообще не крашусь и не ношу такого заметного одежды. В конце концов, я попросила свою новую знакомую сделать мне мейк-ап “как у местных” – и тогда, в этой маске, я почувствовала себя замеченной”.

Украинские участники арт-резиденций говорят, что больше всего в Ливерпуле поразило то, как стремительно этот город превратился в один из крупнейших мировых культурных центров, где развитие культуры стало решающим фактором и в экономике, и в самой динамике городской жизни. Долгое время портовый Ливерпуль имел единственную большую культурную достопримечательность – музей “Битлз”, а последние два десятилетия разразился целым рядом мощных культурных институций и проектов. Начать хотя бы с Ливерпульской биеннале (существует с 2004 года), которая является одним из ключевых событий в мире современного искусства.

“Одна из задач резиденций – вывести художников за пределы зоны комфорта, поставить их перед вызовом, заставить решать неожиданные для них задачи, – говорит сокуратор выставки и программный менеджер художественных проектов Британского Совета в Украине Илья Заболотный. – И Ливерпуль для украинцев, и Харьков и Киев для британцев – это настоящий вызов, но они с ним справились, все подобрали какие-то свои ключи в новых для себя городов. Очень интересно всматриваться в то, как эти попытки понять пространство отразились в разнообразных работах наших участников и участниц”.