На Museum Architecture Symposium в Харькове говорили о том, как запустить настоящие трансформации в музеях (ФОТО)

Среда , 15 мая 2019, 14:15
14 мая, в рамках года культуры Украина/Австрия и накануне Ночи Музеев в Харькове, в Харьковской школе архитектуры состоялся украино-австрийский симпозиум музейной архитектуры Museum Architecture Symposium.
На Museum Architecture Symposium в Харькове говорили о том, как запустить настоящие трансформации в музеях (ФОТО)

Его спикерами и спикерками стали представители и представительницы украинских музеев (NAMU, харьковский ЛитМузей, Музей Революции Достоинства), архитекторы из Украины (Drozdov & Partners, BURØ architects) и Австрии (INNOCAD, Querkraft Architekten).

Ключевым тезисом симпозиума стала мысль о том, что музеи современности должны превратиться в своеобразные культурные хабы, быть площадками коммуникации, а еще – предлагать зрителю путешествие-исследование, сочетание получения новых знаний – с удовольствием, уже даже от самого пребывания в музейном пространстве.

«По большому счету, в Украине нет ни одного музея действительно современного типа», – отмечает модераторка симпозиума Ольга Балашова, заместительница директора NAMU. – «Но мы с коллегами-архитекторами и нашими заказчиками-музеями уже запустили процесс разработки адекватных проектных решений, дальше необратимо наступит волна реализации», – оппонирует Олег Дроздов, основатель Drozdov&Partners и Харьковской школы архитектуры и автор проекта реконструкции харьковского ЛитМузея. Впрочем, он же и отмечает: «Нам спроектировать не сложно. Сложно музею найти финансирование на реализацию».

Олег Дроздов

Татьяна Пилипчук, заместительница директора по развитию харьковского ЛитМузея рассказывает, что для того, чтобы получить не только финансирование, но и возможность перестроить музей именно так, как это уместно, музей должен быть не только настойчивым, но и хорошо ориентироваться в законодательстве, а главное – четко сформулировать, чего он хочет.

«Мы очень четко прописали техническое задание на разработку проекта (в частности, требования к доступности и инклюзивности, сохранения общественного уличного пространства, надежное фондохранилище, три типа экспозиционных пространств), и те организации, которые обычно выполняют госзаказ на реконструкции музеев, признались, что не могут разработать проект по нашим условиям, – говорит Татьяна. – Олег Дроздов смог ответить на этот запрос, в котором одним из главных пунктов было то, что музей – это не только о прошлом, но и о нас нынешних. Это место для диалога, осмысления истории и современности. Когда мы дойдем уже к физической реализации проекта, он будет реализован под авторским надзором как Олега, так и нашего музейного архитектора».

Татьяна Пилипчук

В проекте Дроздова история о коммуникации, начинающейся с улицы, останется: внутреннее пространство под открытым небом будет доступно не только для посетителей музея, но и просто для соседей по улице, случайных прохожих. А зритель, пришедший в экспозицию, тоже легко сможет попасть во двор-садик.

«До революции публичные конкурсные проекты в Украине были невозможны, – говорит Олег Дроздов. – Теперь, благодаря общественному запросу и надзору, музеи могут заказывать действительно интересные проекты. Мы понимаем музей как хаб. Наша важная задача – осторожная интеграция здания в городскую ткань, ткань окружающей природы. Граница между музейным пространством и пространством города не герметична, есть сюжеты, когда эта условная граница открывается, когда музей и городское пространство работают вместе – это мягкое привлечения зрителя. Круто было бы, конечно, чтобы музей имел 24 часа доступности.

Архитекторы и переводчицы 

Кстати, у австрийских музейных заказчиков очень детализированные брифы – и нас порадовало, что ЛитМузей тоже очень тщательно проработал техническое задание и требования к нам, концептуализировав идею музея».

Подход украинского музея близок и австрийским экспертам: «Когда мы создавали экспозиционное пространство Исторического музея в Граце (Австрия), наша идея заключалась в том, чтобы помочь людям включаться в осмысление и воспринимать историю неожиданным образом, – говорит архитектор бюро Innocad Мартин Лесяк. – Музей – это публичное место обсуждения и дебатов. А музей будущего должно быть трансдисциплинарным гибридом искусства, дизайна, развлечений и содержания, даря посетителям уникальный опыт. Вы можете просто насладиться пространством, а можете окунуться в изучение тех или иных артефактов так глубоко, как хотите. Мы создали экспозицию-путешествие, это не «поход в музей», а приключение и персональное исследование».

Мартин Лесяк

Экспозиция, рассказывает Мартин, устроена таким образом, что в ней есть серия спрятанных артефактов, которые должны быть открыты в процессе зрительского путешествия по музею: чем глубже продвигается зритель,тем больше у него возникает вопросов и он с интересом разыскивает сокровища. Мы стимулируем, говорит архитектор, не потребительское отношение к историческому наследию, а его изучение и переоткрытие.

Мнение о том, что музей является местом для диалога, поддерживает и директорка Национального художественного музея Украины, NAMU, Юлия Литвинец. «Мы ждем людей с разными точками зрения. Наша задача – интерпретация памяти в диалоге с посетителем, мы место, где современными средствами переосмысливается и актуализируется история». Юля вспоминает ироничный постер «Когда украинцы хотят в музей, их не остановить», появившийся в январе 2014 года, когда «Беркут» расположился практически во дворе музея. Тогда стало ясно, что после окончания революции музей должен стать еще более погруженным в осмысление исторических событий.

Юлия Литвинец

Игорь Пошивайло, директор Музея Революции Достоинства, считает, что одна из главных задач музеев, подобных возглавляемому им, – это сохранить историческую правду и не дать фальсифицировать историю. Одной из самых больших проблем новосоздаваемого музея стало выделение земельного участка на улице Институтской – именно это место опрошенные лидеры мнения называли наиболее уместным, но с этим связан и ряд сложностей. В частности, напомним, что строительство музея заморожено на время следствия ГПУ.

Игорь Пошивайло

Всеволод Кожемяко, почетный консул Австрии в Харькове и соучредитель ХША, при содействии которого организован симпозиум, считает: «Изменения в креативной индустрии, которые в Австрии состоялись уже много лет назад, в Украине только начинаются. Австрийские музеи – одни из самых интересных в Европе, поэтому важно, что именно австрийские авторы музейных проектов привлечены к этому разговору. Я уверен, что помочь запустить процессы изменений – это, в том числе, задача дипломатов и бизнесменов. Мы можем наладить контакты, которые помогут экстраполировать опыт; коммуницировать с органами местного и государственного управления, от которых зависит финансирование музеев; в конце концов, становиться донорами как собственно музеев, так и институций, которые помогают менять среду, – таких как Харьковская школа архитектуры».

Напомним, Museum Architecture Symposium, музейно-архитектурный симпозиум прошел в рамках года культуры Украина-Австрия и при поддержке почетного консула Австрии во Харькове Всеволода Кожемяко.